Мягкие сумочки-мешочки ридикюли (от французского ridicule — «смешной», от латинского reticulum — «сеточка») как необходимый аксессуар дамского туалета появились в XVIII столетии.
Пока в моде были пышные многослойные платья, в их складках успешно прятались глубокие карманы и небольшие сумочки, которые подвешивали к поясу. Носить что-то в руках и демонстрировать место хранения интимных принадлежностей (косметики, носовых платочков и прочего) считалось для женщины неприличным.
В 1790-х годах на смену пышному рококо пришел ампир, а вместе с ним — легкие платья без корсетов, с узким и прямым силуэтом, с завышенной талией. Прятать даже небольшие предметы под такой одеждой было невозможно.
Считается, что вязаные, затянутые шнурком мешочки для ношения на запястье ввела в моду фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур. Изначально такие сумочки-«помпадуры» предназначались для рукоделия, которое девушки и женщины брали с собой повсюду, в том числе на светские мероприятия. В ридикюлях носили уже не только нитки и иголки, но также духи, румяна, нюхательные соли, карты, записные бальные книжки и другие мелочи. Более объемные и тяжелые вещи за дамой носили слуги.
Другим прообразом ридикюля были мужские кошельки-омоньеры, известные еще в XIII–XV веках. Как правило, омоньеры изготавливали из оленьей, лошадиной, бычьей или бараньей кожи, иногда украшали шерстью и для надежности подвешивали на кожаный ремень с металлическим каркасом. Первое время они носились на поясе под одеждой, чтобы не привлекать внимания воров, но постепенно превратились в модный аксессуар, показатель статуса владельца, их стали украшать и носить не только на поясе, но и на шее.
Дамские ридикюли как обязательную составляющую туалета шили из той же ткани, что и платье: бархата, муслина, атласа; декорировали художественной вышивкой, кружевом, тесьмой, бисером или стеклярусом.
Зачастую дамы шили ридикюли сами, и тогда сумочки становились показателем не только статуса, но и вкуса и таланта владелицы.
В 1820-х годах в моду вернулись пышные платья, но ридикюли уже прочно заняли свое место среди дамских аксессуаров и продолжали пользоваться популярностью вплоть до XX века.
Представленный образец поступил в фонды музея в 1978 году.