Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «В доме мастера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны

Время создания
1929–1930
Место создания
Франция, Реймс
Размер
50x20x5 см
17x8x5 см
Техника
медные сплавы, олово, ручная работа
Коллекция
0
Открыть в приложении
#1
Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны
#3
Вечером 28 февраля 1930 года Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров вместе с кинокритиком Леоном Муссинаком, его женой Жанной и еще несколькими спутниками выехали из Парижа. Их маршрут проходил по местам сражений Первой мировой войны: Суассон — Реймс — Верден. Бои закончились всего 11 лет тому назад. Их следы всюду. Рано утром 1 марта путешественники осматривали руины средневековых церквей Суассона и отправились в соседний Реймс, который в 1914 году был захвачен немцами и 4 года оставался в зоне боевых действий. Предприимчивые торговцы продавали по всему городу сувениры — в том числе пули и патроны, собранные на полях сражений. Александров записывал в своем дневнике: «Масса вещичек на тему войны и религии. Открыток, альбомов, книг. Купил распятого на пулях и гильзах Христа, это действительно сувенир». Такой же сувенир купил и Эйзенштейн.
 
На нимбе Христа — тисненое изображение Реймсского собора в огне и надпись: REIMS MARTYRE (Реймс-мученик). На «постаменте» по окружности вытиснено: Нотр-Дам-де-Пари — Реймс — Сен-Жерве — Аррас. Ближе к нижнему краю — крест и надпись по-французски: «Позор тем, кто бомбит соборы».
 
Реймсский собор Богоматери, где короновались почти все французские короли, жемчужина готики XIII–XV веков, — один из первых в списке «соборов-мучеников». 19 сентября 1914-го снаряд попал в строительные леса (перед войной шла реставрация). От обрушения лесов разбились многие скульптуры, и начался пожар, уничтоживший кровлю. В 1930 году еще шло восстановление, но главный фасад уже отремонтировали.
 
Присмотревшись к фигурке Христа, замечаешь, что отсутствует фрагмент левой руки. Сувенир поломался? Но на кресте нет следов разошедшейся пайки. Объяснение приходит из архива публикаций. Среди памятных «открыток, альбомов, книг», которые продавались в Реймсе, — сонет «Les Blessés» («Раненые») на передовице газеты «Le Lion d’Arras» («Аррасский Лев») за 5 июня 1916 года. Стихи вписаны в изображение. Слева подпись художника (D. Raynaud?) и дата — 1915, под стихами подпись Louis Pasquine (Луи Паскин). Раненый солдат идет мимо придорожного Распятия, на горизонте руины ратуши или собора. Крест покалечен осколками. У Христа нет левой руки. Упавший терновый венец «перерастает» в колючую проволоку, обрамляющую текст. Назван и городок, у дороги к которому, вероятно, действительно стояло такое Распятие: Сен-Никола-лез-Аррас, сосед Арраса и ныне его пригород. Сувенир не сломан: его создатель наверняка знал стихи парижского поэта и художника, напечатанное в газете осажденного города.
 
В рабочем кабинете квартиры Эйзенштейна на Потылихе Распятие из гильз и пуль стояло на стеллаже. В кадре кинохроники, снятой там 11 февраля 1948 года, видно, что справа от Распятия сиряла не дошедшая до нас статуэтка святой Терезы из города Лизьё в Нормандии, куда Эйзенштейн тоже успел съездить. Слева — черноликая Мадонна из бельгийского Халле и статуэтка Христа из парижской базилики Сакре-Кёр.

#4
<div class="sketchfab-embed-wrapper"> <iframe title="Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны" frameborder="0" allowfullscreen mozallowfullscreen="true" webkitallowfullscreen="true" allow="autoplay; fullscreen; xr-spatial-tracking" xr-spatial-tracking execution-while-out-of-viewport execution-while-not-rendered web-share src="https://sketchfab.com/models/66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8/embed?ui_theme=dark"> </iframe> <p style="font-size: 13px; font-weight: normal; margin: 5px; color: #4A4A4A;"> <a href="https://sketchfab.com/3d-models/66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8?utm_medium=embed&utm_campaign=share-popup&utm_content=66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8" target="_blank" style="font-weight: bold; color: #1CAAD9;"> Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны </a> by <a href="https://sketchfab.com/museikino.ru?utm_medium=embed&utm_campaign=share-popup&utm_content=66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8" target="_blank" style="font-weight: bold; color: #1CAAD9;"> The State Central Film Museum | Музей Кино </a> on <a href="https://sketchfab.com?utm_medium=embed&utm_campaign=share-popup&utm_content=66bb3cbf228042f2815951fe5eeeead8" target="_blank" style="font-weight: bold; color: #1CAAD9;">Sketchfab</a></p></div>
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Распятие из гильз и пуль Первой мировой войны

Время создания
1929–1930
Место создания
Франция, Реймс
Размер
50x20x5 см
17x8x5 см
Техника
медные сплавы, олово, ручная работа
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%