Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XVIII — первой половины XX вв.»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Складень четырехстворчатый

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
18,2x41,1 см
Техника
металл; литье, эмаль (белая, синяя, зеленая, голубая, желтая, черная)
1
Открыть в приложении
#2

Изготавливать литые металлические иконы, как и иконы на дереве, русские научились у греков. Самыми массовыми и простыми образками в домонгольское время были миниатюрные нательные кресты-«корсунчики». Более сложны в изготовлении литые иконки малого размера, также служившие в качестве нательных, и более крупные, бытовавшие в жилищах и храмах.

Как и односоставные иконы, двух- и трехстворчатые складни русские ремесленники научились делать тоже у греков. Четырехстворчатые же складные иконы — русское изобретение первой половины XVIII века. Впервые в России их стала отливать «медница» (меднолитейная мастерская) старообрядческой Даниловско-Выгорецкой пустыни близ Онежского озера.

Эти произведения — технически и художественно самые сложные из литых икон-складней. Мастера отливали четыре детали и соединяли их посредством петель и осей. В сложенном виде изделие умещается на ладони, оно довольно тяжелое, также его навершия килевидной формы, поэтому оно получило в народе название «утюг».

Верхняя створка «утюга» (в сложенном состоянии), представленного в экспозиции, украшена ажурно выполненной рельефной композицией: заключенный в овал крест без Распятия на фоне архитектурного пейзажа Иерусалима, который напоминает древнерусские каменные палаты. Овал украшен снизу пышным растительным декором, а по сторонам — колоннами (заимствование из печатной книжной графики), декорированными смесью растительных и животных мотивов. Центральная композиция увенчана пышным растительным плетением. В него заключен картуш с посвященным кресту песнопением (крестопоклонной недели): «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твоё славим».

На четвертой створке складня — «Собор Пресвятой Богородицы», в четырех отдельных клеймах — «Поклонение иконам Богородицы: Тихвинской, Владимирской, Смоленской и Знамение». Литье крошечных образков в клеймах, подобно большим иконам, передает сюжеты и соответствующие детали вплоть до жестов, миниатюрного «личного письма» (открытых частей тела), разделки одеяний складок и палатного письма.
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Складень четырехстворчатый

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
18,2x41,1 см
Техника
металл; литье, эмаль (белая, синяя, зеленая, голубая, желтая, черная)
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%