Лафет — это опора, на которую устанавливали артиллерийское орудие для стрельбы.
Существовали так называемые «колесные» (или подвижные) лафеты, которые одновременно служили и для стрельбы, и для перевозки орудий на большие расстояния. К этому виду относились полевые, осадные, крепостные пушечные, а также отчасти мортирные лафеты. Существовали также полустационарные и стационарные лафеты.
Лафеты на колесах стали применяться в конце XV века. Пушка укладывалась на деревянную опорную раму, или люльку. Она крепилась на подкладке хобота лафета, то есть его заднего конца, сразу над колесным валом. Для изменения угла подъема люлька оснащалась цапфой, специальным цилиндрическим выступом. Угол подъема мог устанавливаться двумя способами. В первом случае использовали деревянную арку, ее положение фиксировалось штырем, который пропускали между аркой и люлькой. При втором способе люльку удерживали в требуемом положении с помощью клина или клиновой заключки, которую помещали под конец казенника, задней части.
Пугачевцы изготавливали и переделывали лафеты, укорачивали их для установки на сани, дополняли сани колесом с вертлюгом, на котором устанавливался орудийный ствол, и добивались таким образом кругового обстрела. Мастера могли создать пушки из чугунных и окованных железом деревянных труб.
Для того чтобы можно было наводить орудие на цель и передвигать его с одного места на другое, орудийный ствол закреплялся на лафете. Лафет состоял из двух частей, которые были связаны между собой: станка и повозки. Лафеты старых систем обычно состояли из одного станка. Они назывались лафетами однобрусного типа.
В местности Красная гора, в поселке Саракташ Оренбургской области, была реконструирована крепость в натуральную величину. В 1998 году там проходили съемки исторической мелодрамы совместного российско-французского производства «Русский бунт» о событиях крестьянской войны по мотивам произведений поэта Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачёвского бунта».