Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Народное искусство в Русском музее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Пудреница «Великий Устюг»

Время создания
1957 год
Место создания
Вологодская область, Великий Устюг. Артель «Северная чернь»
Размер
6,5x5x1,9 см
Техника
серебро, гравировка, чернь, канфарение, позолота
1
Открыть в приложении
#2
Наиболее известным центром русского черневого искусства в XVIII веке стал северный город Великий Устюг. Самобытный стиль устюжской черни основан на сочетании фигуративного мотива и орнаментального обрамления, штрихового рисунка и декоративного пятна, применении чеканки, канфарения и позолоты. В ХХ веке навыки и секреты производства были почти забыты. После революции единственным мастером, знавшим состав устюжской черни, был Михаил Павлович Чирков (1886–1938). Ему удалось заинтересовать Устюжский союз промысловой кооперации, получить правительственную поддержку и открыть «Экспортную мастерскую» черневых изделий.

Возрождение черневого искусства в ХХ веке связано с деятельностью уроженца Великоустюгского уезда Евстафия Павловича Шильниковского. Он учился в Петербургской академии художеств по классу В.В. Матэ, после революции вернулся в родной город и посвятил свое творчество восстановлению забытых традиций и развитию промысла. С 1936 года он художественный руководитель артели «Северная чернь» (с 1960 года — фабрика, с 1973 года — завод, ныне — ЗАО «Северная чернь»).

Успех произведений «Пушкинской серии» в Москве и на Всемирной выставке в Париже (Большая серебряная медаль и диплом, 1937 год) положили начало широкой международной известности промысла. Большинство правительственных заказов «Северной черни» на актуальную современную тематику выполнялось по рисункам Шильниковского.

Яркий пример работы Евстафия Павловича Шильниковского в собрании Русского музея — пудреница «Великий Устюг». Панорама города на реке Сухоне со старинными храмами — символ прославленного промысла.

Великоустюжские серебряники с XVIII века украшали бортики табакерок и шкатулок детальной архитектурной панорамой города с набережной реки Сухоны. Вид на Великий Устюг от Дымковской слободы — один из красивейших в нашей стране.

Сочетание гладких и канфареных поверхностей и узорный силуэт светящегося закатного неба, черневое орнаментальное обрамление овального изображения с надписью в картуше демонстрирует лучшие традиционные приемы и навыки местного ювелирного мастерства.
#10
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Пудреница «Великий Устюг»

Время создания
1957 год
Место создания
Вологодская область, Великий Устюг. Артель «Северная чернь»
Размер
6,5x5x1,9 см
Техника
серебро, гравировка, чернь, канфарение, позолота
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%