Наиболее известным центром русского черневого искусства в XVIII веке стал северный город Великий Устюг. Самобытный стиль устюжской черни основан на сочетании фигуративного мотива и орнаментального обрамления, штрихового рисунка и декоративного пятна, применении чеканки, канфарения и позолоты. В ХХ веке навыки и секреты производства были почти забыты. После революции единственным мастером, знавшим состав устюжской черни, был Михаил Павлович Чирков (1886–1938). Ему удалось заинтересовать Устюжский союз промысловой кооперации, получить правительственную поддержку и открыть «Экспортную мастерскую» черневых изделий.
Возрождение черневого искусства в ХХ веке связано с деятельностью уроженца Великоустюгского уезда Евстафия Павловича Шильниковского. Он учился в Петербургской академии художеств по классу В.В. Матэ, после революции вернулся в родной город и посвятил свое творчество восстановлению забытых традиций и развитию промысла. С 1936 года он художественный руководитель артели «Северная чернь» (с 1960 года — фабрика, с 1973 года — завод, ныне — ЗАО «Северная чернь»).
Успех произведений «Пушкинской серии» в Москве и на Всемирной выставке в Париже (Большая серебряная медаль и диплом, 1937 год) положили начало широкой международной известности промысла. Большинство правительственных заказов «Северной черни» на актуальную современную тематику выполнялось по рисункам Шильниковского.
Яркий пример работы Евстафия Павловича Шильниковского в собрании Русского музея — пудреница «Великий Устюг». Панорама города на реке Сухоне со старинными храмами — символ прославленного промысла.
Великоустюжские серебряники с XVIII века украшали бортики табакерок и шкатулок детальной архитектурной панорамой города с набережной реки Сухоны. Вид на Великий Устюг от Дымковской слободы — один из красивейших в нашей стране.
Сочетание гладких и канфареных поверхностей и узорный силуэт светящегося закатного неба, черневое орнаментальное обрамление овального изображения с надписью в картуше демонстрирует лучшие традиционные приемы и навыки местного ювелирного мастерства.
Возрождение черневого искусства в ХХ веке связано с деятельностью уроженца Великоустюгского уезда Евстафия Павловича Шильниковского. Он учился в Петербургской академии художеств по классу В.В. Матэ, после революции вернулся в родной город и посвятил свое творчество восстановлению забытых традиций и развитию промысла. С 1936 года он художественный руководитель артели «Северная чернь» (с 1960 года — фабрика, с 1973 года — завод, ныне — ЗАО «Северная чернь»).
Успех произведений «Пушкинской серии» в Москве и на Всемирной выставке в Париже (Большая серебряная медаль и диплом, 1937 год) положили начало широкой международной известности промысла. Большинство правительственных заказов «Северной черни» на актуальную современную тематику выполнялось по рисункам Шильниковского.
Яркий пример работы Евстафия Павловича Шильниковского в собрании Русского музея — пудреница «Великий Устюг». Панорама города на реке Сухоне со старинными храмами — символ прославленного промысла.
Великоустюжские серебряники с XVIII века украшали бортики табакерок и шкатулок детальной архитектурной панорамой города с набережной реки Сухоны. Вид на Великий Устюг от Дымковской слободы — один из красивейших в нашей стране.
Сочетание гладких и канфареных поверхностей и узорный силуэт светящегося закатного неба, черневое орнаментальное обрамление овального изображения с надписью в картуше демонстрирует лучшие традиционные приемы и навыки местного ювелирного мастерства.