В Киришском районе Ленинградской области находится старинный центр кружевоплетения — Захожье, в нем всего несколько деревень, но почти все жительницы этих деревень умели плести кружево. Еще в середине ХХ века Захожье было глухой, труднодоступной местностью. Говорят, что в старину дорогу в Захожье из Санкт-Петербурга знала лишь одна торговка. Она скупала кружево в деревнях и продавала его в городе под видом вологодского.
Захожское кружево — крестьянское по своему характеру. В образах кружев нашла отражение жизнь деревни с ее размеренным ритмом, привычным укладом. В них заложена глубокая связь с миром животных и растений. Традиционные узоры — это «курья лапа», «медвежья лапа». Есть узоры «тараканьи глазки», «бабочка», «косоножка», и в каждом — реальные жизненные наблюдения. Подушка, или клубок — так называли ее в Захожье, — стояла перед кружевницей на столе, в лукошке, чтобы легко было поворачивать, придавать ей удобный наклон. В том же лукошке клубок переносили из дома в дом. Мастерицы собирались небольшими группами на «беседы»: совместно работать веселее.
Известность пришла к местным кружевницам в 1930-е годы, когда была создана артель «Кружевница» и их изделия: салфетки, воротники, занавески и даже шапочки и перчатки — появились на выставках в Русском музее в 1937 и 1938 годах. Активной участницей выставок стала молодая кружевница Елизавета Дмитриевна Звездина из деревни Дуняково. В 1940 году для одной из крупных юбилейных выставок Звездина выполнила подзор «Конница». Подзор в течение многих лет экспонируется в Русском музее среди работ художников той же эпохи.
Во всю длину подзора размещаются фигуры всадников между раскидистыми деревьями. Фигуры выделяются на прозрачном фоне плотными силуэтами. Всадники в остроконечных шлемах-буденовках слегка пригнулись в седлах, в их позах чувствуется настороженность. Острыми изгибами выделяются ружья за плечами. Сказочные кони с круто изогнутыми шеями мерно, легко переступают с ноги на ногу. Деревья со стройными стволами словно покачивают легкими ветками с трепетными листьями. Всадники как будто едут в молчании через ночной лес, под звездами, усеявшими небо.
Талант Елизаветы Звездиной, творческая инициатива позволили ей отойти от традиционных приемов захожского кружева, найти оригинальные современные приемы плетения, которые после нее никто не рискнул повторить.
Захожское кружево — крестьянское по своему характеру. В образах кружев нашла отражение жизнь деревни с ее размеренным ритмом, привычным укладом. В них заложена глубокая связь с миром животных и растений. Традиционные узоры — это «курья лапа», «медвежья лапа». Есть узоры «тараканьи глазки», «бабочка», «косоножка», и в каждом — реальные жизненные наблюдения. Подушка, или клубок — так называли ее в Захожье, — стояла перед кружевницей на столе, в лукошке, чтобы легко было поворачивать, придавать ей удобный наклон. В том же лукошке клубок переносили из дома в дом. Мастерицы собирались небольшими группами на «беседы»: совместно работать веселее.
Известность пришла к местным кружевницам в 1930-е годы, когда была создана артель «Кружевница» и их изделия: салфетки, воротники, занавески и даже шапочки и перчатки — появились на выставках в Русском музее в 1937 и 1938 годах. Активной участницей выставок стала молодая кружевница Елизавета Дмитриевна Звездина из деревни Дуняково. В 1940 году для одной из крупных юбилейных выставок Звездина выполнила подзор «Конница». Подзор в течение многих лет экспонируется в Русском музее среди работ художников той же эпохи.
Во всю длину подзора размещаются фигуры всадников между раскидистыми деревьями. Фигуры выделяются на прозрачном фоне плотными силуэтами. Всадники в остроконечных шлемах-буденовках слегка пригнулись в седлах, в их позах чувствуется настороженность. Острыми изгибами выделяются ружья за плечами. Сказочные кони с круто изогнутыми шеями мерно, легко переступают с ноги на ногу. Деревья со стройными стволами словно покачивают легкими ветками с трепетными листьями. Всадники как будто едут в молчании через ночной лес, под звездами, усеявшими небо.
Талант Елизаветы Звездиной, творческая инициатива позволили ей отойти от традиционных приемов захожского кружева, найти оригинальные современные приемы плетения, которые после нее никто не рискнул повторить.