На Русском Севере на островах реки Северная Двина близ города Холмогоры уже более 400 лет существует промысел художественной обработки кости: моржового клыка, ископаемой — бивня мамонта — и кости домашних животных. Во все времена из драгоценной кости резали шкатулки, кубки, вазы, служившие богатым украшением интерьера и даже дипломатическим подарком. На XVIII век пришелся настоящий расцвет этого искусства под влиянием стиля барокко. Стали популярны деревянные шкатулки, оклеенные костяными пластинами с ажурной резьбой. Изысканный прорезной орнамент в виде завитков — рокайлей, напоминающих срез раковины, —на фоне красной фольги, покрытой слюдой, служил нарядным обрамлением рельефных изображений сцен охоты: бегущих зайцев, собак и всадников.
В 1950–70-годы холмогорские мастера изучали богатейшие коллекции резной кости в Историческом музее, Эрмитаже, Русском музее. Это помогло им глубже понять и развить местную художественную традицию.
Кубок «Подвиг любви» создан художником Осиповым Геннадием Фёдоровичем, одним из выдающихся мастеров резьбы по кости художественного центра в селе Ломоносово.
Кубок с выразительным благородным силуэтом выполнен из бивня мамонта. Ажурная чаша украшена рельефными медальонами с портретами жен декабристов: Марии Николаевны Волконской, Александры Григорьевны Муравьевой и Екатерины Ивановны Трубецкой. Ажурный орнамент, окружающий медальоны, образован холмогорским завитком. Острые перья гребня раковины придают орнаменту особую динамичность и подчеркивают выразительность медальонов и рельефных вставок с изображениями пары дамских перчаток и цепей с кандалами.
Чашу завершает слегка отогнутый гладкий полированный край. Природный сетчатый рисунок драгоценной мамонтовой кости, ее прозрачность и кремовый цвет подчеркивают богатство резного декора.
Ножка выполнена в виде скульптурного изображения двух лебедей, своими поднятыми крыльями поддерживающих чашу. Лебедь символизирует верность, дополняя образное содержание произведения. Ветка с розами и развевающаяся лента под медальоном — символ преклонения перед подвигом жен декабристов.
В 1950–70-годы холмогорские мастера изучали богатейшие коллекции резной кости в Историческом музее, Эрмитаже, Русском музее. Это помогло им глубже понять и развить местную художественную традицию.
Кубок «Подвиг любви» создан художником Осиповым Геннадием Фёдоровичем, одним из выдающихся мастеров резьбы по кости художественного центра в селе Ломоносово.
Кубок с выразительным благородным силуэтом выполнен из бивня мамонта. Ажурная чаша украшена рельефными медальонами с портретами жен декабристов: Марии Николаевны Волконской, Александры Григорьевны Муравьевой и Екатерины Ивановны Трубецкой. Ажурный орнамент, окружающий медальоны, образован холмогорским завитком. Острые перья гребня раковины придают орнаменту особую динамичность и подчеркивают выразительность медальонов и рельефных вставок с изображениями пары дамских перчаток и цепей с кандалами.
Чашу завершает слегка отогнутый гладкий полированный край. Природный сетчатый рисунок драгоценной мамонтовой кости, ее прозрачность и кремовый цвет подчеркивают богатство резного декора.
Ножка выполнена в виде скульптурного изображения двух лебедей, своими поднятыми крыльями поддерживающих чашу. Лебедь символизирует верность, дополняя образное содержание произведения. Ветка с розами и развевающаяся лента под медальоном — символ преклонения перед подвигом жен декабристов.