Вместе с царством Пётр I получил в наследство 2700 единиц артиллерийских орудий: мортир, гаубиц и пушек, что, однако, не обеспечило победы в битве под Нарвой 1700 года.
К этому времени технология изготовления орудий достигла больших высот, множество образцов были конструктивно близки орудиям XIX века с горизонтальными и вертикальными клиновыми затворами. Еще с XVI века дальность выстрела соотносили с длиной ствола, оценили важность нарезов внутри стволов. Использовались разрывные снаряды. К рубежу XVI–XVII веков относятся попытки совместить несколько стволов и тем самым увеличить скорострельность (такое оружие называлось «органом» или «сорокой»).
Мортиры использовались в первую очередь как орудия осадной артиллерии. Из них вели огонь под большими углами возвышения, примерно как из современных минометов. Благодаря этому их снаряды могли перелетать через валы, крепостные стены и другие укрытия и поражать противника, укрывшегося за ними.
В XVII–XVIII веках эти орудия подразделяли на «сидячие» и «висячие». Отличительным признаком первых был плоский поддон на казенной части, на который устанавливали мортиру. Его отливали вместе со стволом. Для установки «висячих» мортир применялись специальные мортирные станки.
Представленная мортира 1701 года относится к осадным «сидячим», то есть установленным на поддон. В XVI–XVIII веках из таких орудий вели огонь по крутой траектории: стрельба с заметным углом наклона давала бы сильную отдачу, которая разбивала бы лафет.
В XVI веке мортиры стреляли каменными ядрами, с XVII века — разрывными снарядами (полыми чугунными шарами, которые наполняли порохом).
Автор этой мортиры — Семён Леонтьев, выдающийся русский мастер-литейщик, ученик мастера Мартьяна Осипова Московского Пушечного двора. В 1699 был переведен в пушечные мастера, к 1720 году значился ведущим мастером-литейщиком Петербургского арсенала, а в 1726 году — «комиссаром медных дел». Леонтьев прославился множеством отлитых пушек, мортир и колоколов. В 1732 году он принимал участие в отливке «медной персоны» Императрицы Анны Иоанновны.
К этому времени технология изготовления орудий достигла больших высот, множество образцов были конструктивно близки орудиям XIX века с горизонтальными и вертикальными клиновыми затворами. Еще с XVI века дальность выстрела соотносили с длиной ствола, оценили важность нарезов внутри стволов. Использовались разрывные снаряды. К рубежу XVI–XVII веков относятся попытки совместить несколько стволов и тем самым увеличить скорострельность (такое оружие называлось «органом» или «сорокой»).
Мортиры использовались в первую очередь как орудия осадной артиллерии. Из них вели огонь под большими углами возвышения, примерно как из современных минометов. Благодаря этому их снаряды могли перелетать через валы, крепостные стены и другие укрытия и поражать противника, укрывшегося за ними.
В XVII–XVIII веках эти орудия подразделяли на «сидячие» и «висячие». Отличительным признаком первых был плоский поддон на казенной части, на который устанавливали мортиру. Его отливали вместе со стволом. Для установки «висячих» мортир применялись специальные мортирные станки.
Представленная мортира 1701 года относится к осадным «сидячим», то есть установленным на поддон. В XVI–XVIII веках из таких орудий вели огонь по крутой траектории: стрельба с заметным углом наклона давала бы сильную отдачу, которая разбивала бы лафет.
В XVI веке мортиры стреляли каменными ядрами, с XVII века — разрывными снарядами (полыми чугунными шарами, которые наполняли порохом).
Автор этой мортиры — Семён Леонтьев, выдающийся русский мастер-литейщик, ученик мастера Мартьяна Осипова Московского Пушечного двора. В 1699 был переведен в пушечные мастера, к 1720 году значился ведущим мастером-литейщиком Петербургского арсенала, а в 1726 году — «комиссаром медных дел». Леонтьев прославился множеством отлитых пушек, мортир и колоколов. В 1732 году он принимал участие в отливке «медной персоны» Императрицы Анны Иоанновны.