В коллекции Забайкальского краевого краеведческого музея хранится деревянная скульптура птицы. Она небольшая по размеру — ее высота составляет 13 сантиметров, а ширина — 8 сантиметров. Название фигурки «чипиче-чиче» с эвенкийского языка переводилось как «синичка».
Фигурка чипиче-чиче была оберегом: она охраняла ребенка от болезней и злых духов. Среди эвенкийских племен в Забайкалье существовал культ птиц. Их считали помощниками шамана в различных обрядах: лечения, добычи оленьих душ и охотничьей удачи и других.
Эвенки почитали ворона («оли»), орла («киран»), лебедя («гах»), гагару («укан»), чирковых уток («чиркони»), черного дятла («кирокта»), кукушку («ку-ку»), кулика («чук-чумо»), бекаса («олиптыкин») и синицу («чипиче-чиче»). Этих птиц категорически нельзя было убивать или употряблять в пищу.
Фигурку синицы эвенки часто клали в постель к новорожденному мальчику. На шестой или седьмой день жизни ребенка отец делал ему новую деревянную колыбель, если в хозяйстве не сохранилось старой, от других детей. Кроватку изготавливали из бересты и обшивали ровдугой — оленьей или лосиной шкурой.
Прежде чем положить ребенка в новую колыбель, в ней на протяжении трех дней хранили молоток и нож, чтобы мальчик был хорошим охотником. К ним добавляли деревянную фигурку птицы, чтобы новорожденный не болел.
Снаружи к изголовью и боковым краям крепили различные подвески. Каждая имела свое значение: передние нижние зубы копытного животного — чтобы новорожденный в будущем умело охотился; зубы медведя, лисицы, белки, горностая — чтобы ребенок легко лазил по горам и побеждал врагов. Фигурки людей, согласно поверьям, заменяли душу ребенка, когда та во время сна выходила путешествовать, охраняли и успокаивали малыша.
Подвески в виде жаб и лягушек предохраняли спящего от расстройства желудка, а монеты и кружки над изголовьем обозначали будущее богатство.
Если ребенок все-таки заболевал, несмотря на оберег чипиче-чиче, ему временно давали страшное имя, чтобы отпугнуть духа болезни. Чаще всего — в честь земноводных или насекомых.
Фигурка чипиче-чиче была оберегом: она охраняла ребенка от болезней и злых духов. Среди эвенкийских племен в Забайкалье существовал культ птиц. Их считали помощниками шамана в различных обрядах: лечения, добычи оленьих душ и охотничьей удачи и других.
Эвенки почитали ворона («оли»), орла («киран»), лебедя («гах»), гагару («укан»), чирковых уток («чиркони»), черного дятла («кирокта»), кукушку («ку-ку»), кулика («чук-чумо»), бекаса («олиптыкин») и синицу («чипиче-чиче»). Этих птиц категорически нельзя было убивать или употряблять в пищу.
Фигурку синицы эвенки часто клали в постель к новорожденному мальчику. На шестой или седьмой день жизни ребенка отец делал ему новую деревянную колыбель, если в хозяйстве не сохранилось старой, от других детей. Кроватку изготавливали из бересты и обшивали ровдугой — оленьей или лосиной шкурой.
Прежде чем положить ребенка в новую колыбель, в ней на протяжении трех дней хранили молоток и нож, чтобы мальчик был хорошим охотником. К ним добавляли деревянную фигурку птицы, чтобы новорожденный не болел.
Снаружи к изголовью и боковым краям крепили различные подвески. Каждая имела свое значение: передние нижние зубы копытного животного — чтобы новорожденный в будущем умело охотился; зубы медведя, лисицы, белки, горностая — чтобы ребенок легко лазил по горам и побеждал врагов. Фигурки людей, согласно поверьям, заменяли душу ребенка, когда та во время сна выходила путешествовать, охраняли и успокаивали малыша.
Подвески в виде жаб и лягушек предохраняли спящего от расстройства желудка, а монеты и кружки над изголовьем обозначали будущее богатство.
Если ребенок все-таки заболевал, несмотря на оберег чипиче-чиче, ему временно давали страшное имя, чтобы отпугнуть духа болезни. Чаще всего — в честь земноводных или насекомых.