Подвеска в виде птицеподобного идола найдена в деревне Большая Коча Кочевского района Пермского края. Символ птицы — один из самых древних в культуре человека. С ним были связаны представления о главной загадке жизни — рождении и загробном мире. Первые предметы с изображением хищных птиц и человеческой личины на груди появились в ананьинской культуре в III веке до н. э. на территории Поволжья и реки Камы. Люди верили, что после смерти птица уносит душу человека, и она тоже обретает крылья.
Хищные птицы, особенно филин, ястреб и сова, были объектами почитания местных финно-угорских народов Урала, в том числе и коми-пермяков. У обских угров филин — тотем одного из родов, его облик принимали дочери князей и богатырей, когда хотели незаметно от сородичей посетить своего избранника. Именно женщины чаще были мастерицами по изготовлению литых оберегов. Уральские народы создали свой пантеон богов и духов, поведение которых объясняло им устройство мира. До появления письменности все верования и легенды народа были заключены в литые изделия, значения многих из них не разгаданы до сих пор.
Пермский звериный стиль возник в центре уникальной древней культуры на пересечении дорог из Византии, Скандинавии и Ирана. Подобные изображения птиц и животных встречаются здесь и позднее, но постепенно меняются по технике исполнения и символике. В фигурках IX–XV веков появляется схематизм, лицо человека исчезает или превращается в стилизованную геометрическую фигуру в виде ромба или круга. Из культовых предметов, которые использовались в языческих обрядах финно-угорских народов, фигурки с идолами постепенно переходят и на бытовые вещи, одежду и посуду.
Подвеска из экспозиции Коми-Пермяцкого музея — это птицевидный идол с выпуклой головой и человеческой личиной на груди. Его крылья и хвост украшены рельефными линиями и насечками, это самый популярный орнамент древних мастеров. Человеческое лицо изображено реалистично и обрамлено когтистыми лапами. Образы пермского звериного стиля сохранены до сих пор в кожаных изделиях, народной вышивке и орнаменте.
Хищные птицы, особенно филин, ястреб и сова, были объектами почитания местных финно-угорских народов Урала, в том числе и коми-пермяков. У обских угров филин — тотем одного из родов, его облик принимали дочери князей и богатырей, когда хотели незаметно от сородичей посетить своего избранника. Именно женщины чаще были мастерицами по изготовлению литых оберегов. Уральские народы создали свой пантеон богов и духов, поведение которых объясняло им устройство мира. До появления письменности все верования и легенды народа были заключены в литые изделия, значения многих из них не разгаданы до сих пор.
Пермский звериный стиль возник в центре уникальной древней культуры на пересечении дорог из Византии, Скандинавии и Ирана. Подобные изображения птиц и животных встречаются здесь и позднее, но постепенно меняются по технике исполнения и символике. В фигурках IX–XV веков появляется схематизм, лицо человека исчезает или превращается в стилизованную геометрическую фигуру в виде ромба или круга. Из культовых предметов, которые использовались в языческих обрядах финно-угорских народов, фигурки с идолами постепенно переходят и на бытовые вещи, одежду и посуду.
Подвеска из экспозиции Коми-Пермяцкого музея — это птицевидный идол с выпуклой головой и человеческой личиной на груди. Его крылья и хвост украшены рельефными линиями и насечками, это самый популярный орнамент древних мастеров. Человеческое лицо изображено реалистично и обрамлено когтистыми лапами. Образы пермского звериного стиля сохранены до сих пор в кожаных изделиях, народной вышивке и орнаменте.