Гребни — предмет массового обихода в эпоху раннего Средневековья. Их использовали, чтобы приводить в порядок волосы и вычесывать паразитов, а также как вспомогательный инструмент в прядении и ткачестве. Финно-угры внимательно относились к волосам, поэтому чаще всего личные гребни были не только у женщин, но и у мужчин.
Гребни делали из дерева, рогов животных и мамонтовой кости. Мастера-косторезы высоко ценились, и по сложности рисунка на гребне люди судили о статусе его владельца. Сломанный гребень обычно не выбрасывали, а ремонтировали или приспосабливали для иных целей. Так, сколотые зубья гребня могли аккуратно срезать и использовать его в качестве орнаментира в гончарной мастерской, чтобы наносить узор на глиняную посуду. Позднее гребни изготавливали из меди и бронзы с обязательным сквозным отверстием, чтобы подвешивать на пояс.
Гребни с изображениями животных в стиле пермского звериного стиля служили оберегами и амулетами. Предметы с изображением коней, лосей, птиц и медведей называют зооморфными и чаще всего находят в женских и мужских погребальных комплексах. Покойным женщинам гребень вставляли в правую косу, а у мужчин он оставался на поясе.
Самый популярный образ в декоре костяных гребней — конь, отсюда и его название — коньковый гребень прикамского типа. Культ коня для народов Перми Великой был основным, его ценили как защитника, посланника и помощника. У марийцев бытовали пословицы о лошадях: «Конь — крылья человека», «Хозяйство без лошади — что человек без головы». Сюжет парных коней — общий для славянской и финно-угорской культуры, он сохранился до начала XX века в крестьянских бронзовых и медных гребнях, резьбе по дереву, вышивке и оформлении домов.
Фрагмент гребня из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея был найден 62 года назад в мужском погребении при раскопках на Плёсинском могильнике Пермской области, памятнике ломоватовской культуры. Фрагмент сильно потерт, кость потемнела, часть зубцов и навершия отколоты. Гребень украшен ростовой фигуркой лошади, она изображена схематично.
Гребни делали из дерева, рогов животных и мамонтовой кости. Мастера-косторезы высоко ценились, и по сложности рисунка на гребне люди судили о статусе его владельца. Сломанный гребень обычно не выбрасывали, а ремонтировали или приспосабливали для иных целей. Так, сколотые зубья гребня могли аккуратно срезать и использовать его в качестве орнаментира в гончарной мастерской, чтобы наносить узор на глиняную посуду. Позднее гребни изготавливали из меди и бронзы с обязательным сквозным отверстием, чтобы подвешивать на пояс.
Гребни с изображениями животных в стиле пермского звериного стиля служили оберегами и амулетами. Предметы с изображением коней, лосей, птиц и медведей называют зооморфными и чаще всего находят в женских и мужских погребальных комплексах. Покойным женщинам гребень вставляли в правую косу, а у мужчин он оставался на поясе.
Самый популярный образ в декоре костяных гребней — конь, отсюда и его название — коньковый гребень прикамского типа. Культ коня для народов Перми Великой был основным, его ценили как защитника, посланника и помощника. У марийцев бытовали пословицы о лошадях: «Конь — крылья человека», «Хозяйство без лошади — что человек без головы». Сюжет парных коней — общий для славянской и финно-угорской культуры, он сохранился до начала XX века в крестьянских бронзовых и медных гребнях, резьбе по дереву, вышивке и оформлении домов.
Фрагмент гребня из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея был найден 62 года назад в мужском погребении при раскопках на Плёсинском могильнике Пермской области, памятнике ломоватовской культуры. Фрагмент сильно потерт, кость потемнела, часть зубцов и навершия отколоты. Гребень украшен ростовой фигуркой лошади, она изображена схематично.