Бронзовые фигурки в виде птиц были созданы в эпоху раннего железного века, около VII–III века до нашей эры. Их создали иткульские мастера.
Тогда на Урале существовала иткульская археологическая культура. Название ей дал археолог Константин Сальников, который первым исследовал и описал городище на озере Иткуль.
Иткульцы жили вдоль восточного склона Уральских гор, от верховья реки Реж до озера Чебаркуль. В основном они занимались разведением скота, рыбалкой и гончарным ремеслом.
Известно, что иткульцы умели обращаться с металлом: из бронзы и меди они изготавливали наконечники стрел и копий, ножи, мечи, кинжалы, иглы для шитья, посуду, украшения и другие предметы.
Среди иткульских бронзовых изделий археологи находили фигурки птиц. Точное их назначение неизвестно, но ученые предположили, что фигурки служили проводниками и помощниками шамана, их использовали в магических ритуалах и жертвоприношениях.
Однако для иткульской культуры термин «шаман» — условный, так как исследователи точно не знают, существовали ли в ту эпоху шаманские культы. Гипотеза основана на том, что соседние, лучше изученные, культуры тоже использовали эти атрибуты. Например, шаманы у многих народов Сибири изготавливали головные уборы и костюмы с клювом и крыльями.
Символ птицы присутствует во всех мировых культурах. Чаще всего его связывали с божественной сферой. Эти животные могли быть одновременно и на небе, и на земле, поэтому их считали посредниками между богами и людьми.
Позже птицу начали ассоциировать с душой человека, а ее полет — с переселением души умершего. Считалось, что стаи, которые путешествовали с севера на юг и обратно, соединяли два мира: мир мертвых (север) и мир живых (юг).
Самые ранние изображения птиц на Урале появились в эпоху палеолита, около 10–30 тысячелетий назад. Их обнаружили среди рисунков на скалах, в «писаницах», а также в виде мелких фигурок из камня, кости, бивня мамонта. В эпоху железа человек освоил новые материалы, поэтому небольших птиц стали изготавливать из бронзы и меди.
Тогда на Урале существовала иткульская археологическая культура. Название ей дал археолог Константин Сальников, который первым исследовал и описал городище на озере Иткуль.
Иткульцы жили вдоль восточного склона Уральских гор, от верховья реки Реж до озера Чебаркуль. В основном они занимались разведением скота, рыбалкой и гончарным ремеслом.
Известно, что иткульцы умели обращаться с металлом: из бронзы и меди они изготавливали наконечники стрел и копий, ножи, мечи, кинжалы, иглы для шитья, посуду, украшения и другие предметы.
Среди иткульских бронзовых изделий археологи находили фигурки птиц. Точное их назначение неизвестно, но ученые предположили, что фигурки служили проводниками и помощниками шамана, их использовали в магических ритуалах и жертвоприношениях.
Однако для иткульской культуры термин «шаман» — условный, так как исследователи точно не знают, существовали ли в ту эпоху шаманские культы. Гипотеза основана на том, что соседние, лучше изученные, культуры тоже использовали эти атрибуты. Например, шаманы у многих народов Сибири изготавливали головные уборы и костюмы с клювом и крыльями.
Символ птицы присутствует во всех мировых культурах. Чаще всего его связывали с божественной сферой. Эти животные могли быть одновременно и на небе, и на земле, поэтому их считали посредниками между богами и людьми.
Позже птицу начали ассоциировать с душой человека, а ее полет — с переселением души умершего. Считалось, что стаи, которые путешествовали с севера на юг и обратно, соединяли два мира: мир мертвых (север) и мир живых (юг).
Самые ранние изображения птиц на Урале появились в эпоху палеолита, около 10–30 тысячелетий назад. Их обнаружили среди рисунков на скалах, в «писаницах», а также в виде мелких фигурок из камня, кости, бивня мамонта. В эпоху железа человек освоил новые материалы, поэтому небольших птиц стали изготавливать из бронзы и меди.