Примус — это разновидность безфитильной горелки, которая работала на бензине или керосине. Его использовали, чтобы готовить еду и кипятить воду. Примус из коллекции Верхнепышминского музея раньше принадлежал Марине Серженкиной, которая жила в Свердловске в 1930-х годах.
Прибор появился в 1892 году. Первую керосиновую горелку, которая не коптила и не оставляла вокруг сажу, изобрел шведский механик Франц Вильгельм Линдквист. Новое устройство нагревалось быстрее и сильнее, чем другие известные тогда приборы.
Линдквист стал продавать свои горелки друзьям и соседям и вскоре открыл собственную компанию «Примус» — его устройство получило такое же название.
Примусы быстро стали популярными: микроволновых печей в то время не было, поэтому для жителей Швеции возможность вскипятить воду за три-четыре минуты и быстро поджарить мясо была инновацией. Позже компания стала продавать изделия за границу.
Прибор был компактным и простым, но требовал сноровки в обращении. Чтобы разжечь примус, нужно было налить топливо в резервуар внизу изделия, затем накачать воздух внутрь с помощью насоса и прогреть горелку — без этого шага бензин не испарялся. После этого нужно было открыть подачу топлива из основного резервуара и присматривать за пламенем. В семьях разводили примус чаще всего мужчины.
У устройств был и недостаток: они часто ломались. В разных странах, в том числе и в России, появились специальные ремонтные мастерские.
В СССР примусы начали выпускать с 1922 года. Первым изготовителем стал меднообрабатывающий завод (сейчас — ЗАО «Кольчуг-Мицар»), в городе Кольчугино Владимирской области.
Постепенно примусы в быту заменили горелки, работающие на сжиженном газе, со сменными баллонами. Они были проще в обслуживании и быстрее нагревались. Такжепоявились мультитопливные нагреватели, которые работали и от газа, и от бензина.
Сейчас примусы используют только пешие туристы — устройства ценят за небольшой размер и хороший нагрев. Их часто берут с собой в походы и экспедиции. Компания «Примус» существует в Швеции до сих пор и производит переносные электрические плиты.
Прибор появился в 1892 году. Первую керосиновую горелку, которая не коптила и не оставляла вокруг сажу, изобрел шведский механик Франц Вильгельм Линдквист. Новое устройство нагревалось быстрее и сильнее, чем другие известные тогда приборы.
Линдквист стал продавать свои горелки друзьям и соседям и вскоре открыл собственную компанию «Примус» — его устройство получило такое же название.
Примусы быстро стали популярными: микроволновых печей в то время не было, поэтому для жителей Швеции возможность вскипятить воду за три-четыре минуты и быстро поджарить мясо была инновацией. Позже компания стала продавать изделия за границу.
Прибор был компактным и простым, но требовал сноровки в обращении. Чтобы разжечь примус, нужно было налить топливо в резервуар внизу изделия, затем накачать воздух внутрь с помощью насоса и прогреть горелку — без этого шага бензин не испарялся. После этого нужно было открыть подачу топлива из основного резервуара и присматривать за пламенем. В семьях разводили примус чаще всего мужчины.
У устройств был и недостаток: они часто ломались. В разных странах, в том числе и в России, появились специальные ремонтные мастерские.
В СССР примусы начали выпускать с 1922 года. Первым изготовителем стал меднообрабатывающий завод (сейчас — ЗАО «Кольчуг-Мицар»), в городе Кольчугино Владимирской области.
Постепенно примусы в быту заменили горелки, работающие на сжиженном газе, со сменными баллонами. Они были проще в обслуживании и быстрее нагревались. Такжепоявились мультитопливные нагреватели, которые работали и от газа, и от бензина.
Сейчас примусы используют только пешие туристы — устройства ценят за небольшой размер и хороший нагрев. Их часто берут с собой в походы и экспедиции. Компания «Примус» существует в Швеции до сих пор и производит переносные электрические плиты.