Пряслице — это грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием. Его применяли для утяжеления веретена, придания ему вращения и крепления пряжи. Пряслице из экспозиции Глазовского краеведческого музея найдено во время раскопок 1957–1958 годов на средневековом городище Весьякар. Это один из двухсот памятников поломской и чепецкой культур, расположенных в бассейне реки Чепцы, где жили предки северных удмуртов в период раннего Средневековья.
Городище Весьякар было основано в IX веке и простояло четыре столетия. При раскопках в нем нашли остатки ритуального комплекса, который состоял из очага, ямы и зольного пятна. В очаге сохранилось множество обожженных и кальцинированных костей. Среди них нашли орудия труда и пряслице, представленное в экспозиции.
Прядение было обязательным рукоделием всех девочек и женщин. Ткани в древности изготавливали из конопли, льна, крапивы и шерсти. Древние мастерицы создавали материи неплотной фактуры саржевого или полотняного переплетения. Окрашивали материал местными красителями: крапивой, зверобоем, волчьим лыком, корой дуба и ольхой. В культурном слое городища Иднакар, одного из крупнейших археологических памятников Чепецкого бассейна, были найдены инструменты для заготовки льна и предметы ткачества — в частности, более 300 пряслиц.
В средневековом Прикамье чаще пользовались каменными дисковидными пряслицами. Грузики имели цилиндрическую, сферическую и бочонковидную форму. Для прядения грубой и тонкой пряжи необходимы были пряслица разного веса, поэтому их делали из разных материалов — известняка, глины, кости. У каждой женщины могло быть по несколько разных по величине и весу грузил для прядения, чтобы менять их в зависимости от характера пряжи. Для создания легкой нити требовались тяжелые пряслица, для грубой и толстой — более легкие. Женщины проводили за прядением все вечера с осени по весну, работали при свете лучины. Прялка была сакральным предметом, ее клали в кроватку новорожденной девочке, дарили на свадьбу и никому не давали взаймы.
Городище Весьякар было основано в IX веке и простояло четыре столетия. При раскопках в нем нашли остатки ритуального комплекса, который состоял из очага, ямы и зольного пятна. В очаге сохранилось множество обожженных и кальцинированных костей. Среди них нашли орудия труда и пряслице, представленное в экспозиции.
Прядение было обязательным рукоделием всех девочек и женщин. Ткани в древности изготавливали из конопли, льна, крапивы и шерсти. Древние мастерицы создавали материи неплотной фактуры саржевого или полотняного переплетения. Окрашивали материал местными красителями: крапивой, зверобоем, волчьим лыком, корой дуба и ольхой. В культурном слое городища Иднакар, одного из крупнейших археологических памятников Чепецкого бассейна, были найдены инструменты для заготовки льна и предметы ткачества — в частности, более 300 пряслиц.
В средневековом Прикамье чаще пользовались каменными дисковидными пряслицами. Грузики имели цилиндрическую, сферическую и бочонковидную форму. Для прядения грубой и тонкой пряжи необходимы были пряслица разного веса, поэтому их делали из разных материалов — известняка, глины, кости. У каждой женщины могло быть по несколько разных по величине и весу грузил для прядения, чтобы менять их в зависимости от характера пряжи. Для создания легкой нити требовались тяжелые пряслица, для грубой и толстой — более легкие. Женщины проводили за прядением все вечера с осени по весну, работали при свете лучины. Прялка была сакральным предметом, ее клали в кроватку новорожденной девочке, дарили на свадьбу и никому не давали взаймы.