В коллекции Русского музея находятся произведения, которые, бесспорно, относятся к шедеврам народного искусства. Одно из них — пряничная доска Матвея Ворошина, изготовленная в 1779 году.
Пряничная доска — это форма из древесины лиственных пород деревьев с вырезанным на ней контррельефным узором для создания отпечатка на пряниках. Автор пряничной доски, резчик Матвей Ворошин, происходил из села Городец Нижегородской губернии. Это известный центр народного искусства. Среди прочих художественных промыслов здесь получила развитие резьба по дереву. Особое значение в культурной и экономической жизни Городца сыграли старообрядцы.
Доска ранее находилась в коллекции Николая Петровича Лихачева (1862–1936) — известного ученого, коллекционера, библиографа. В его внушительном собрании, для которого он построил отдельное здание, находились не только пряничные доски, но и автографы, иконы, штампы, перстни, древние печати, античные глиняные сосуды. После революции 1917 года избежать распада коллекции не удалось. Она пополнила собрания нескольких музеев. Часть коллекции попала в Русский музей и была распределена между несколькими отделами.
На прямоугольном поле доски Матвея Ворошина — изображение двуглавого орла в круге со скипетром и державой. Снизу — вазон с расходящимися в стороны двумя тюльпанами, сверху — также два тюльпана и изображение царской короны. Свободные места заполнены различными геометрическими и растительными мотивами. Композиция обрамлена надписью:
Пряничная доска — это форма из древесины лиственных пород деревьев с вырезанным на ней контррельефным узором для создания отпечатка на пряниках. Автор пряничной доски, резчик Матвей Ворошин, происходил из села Городец Нижегородской губернии. Это известный центр народного искусства. Среди прочих художественных промыслов здесь получила развитие резьба по дереву. Особое значение в культурной и экономической жизни Городца сыграли старообрядцы.
Доска ранее находилась в коллекции Николая Петровича Лихачева (1862–1936) — известного ученого, коллекционера, библиографа. В его внушительном собрании, для которого он построил отдельное здание, находились не только пряничные доски, но и автографы, иконы, штампы, перстни, древние печати, античные глиняные сосуды. После революции 1917 года избежать распада коллекции не удалось. Она пополнила собрания нескольких музеев. Часть коллекции попала в Русский музей и была распределена между несколькими отделами.
На прямоугольном поле доски Матвея Ворошина — изображение двуглавого орла в круге со скипетром и державой. Снизу — вазон с расходящимися в стороны двумя тюльпанами, сверху — также два тюльпана и изображение царской короны. Свободные места заполнены различными геометрическими и растительными мотивами. Композиция обрамлена надписью: