Охлупень был приобретен в собрание Русского музея в 1966 году в ходе экспедиции сотрудников отдела народного искусства в Архангельскую область. Он был снят с нежилого разрушающегося дома, построенного в 1853 году в деревне Кокуй (ныне — деревня Коверниковское Виноградовского муниципального округа Архангельской области) и принадлежавшего семье Ивана Шихова. Музейной легендой стала и история перевозки этого уникального шестисоткилограммового памятника из далекой деревни на Северной Двине в Ленинград участниками экспедиции Русского музея.
В деревнях Русского Севера охлупнем называли замковое бревно на крыше. Оно имело угловой желоб снизу и, как замком, скрепляло кровлю. Концы тесин кровли входили в желоб, выдолбленный снизу бревна — хлупня.
Часто из корневой части охлупня топором вырубалось символическое изображение коня. Обычно одно бревно с конем было направлено в сторону улицы, а другое укрепляло кровлю с противоположной стороны. Установкой этого бревна из самых долговечных пород дерева — ели или лиственницы — заканчивалось строительство дома. А конек на крыше, возвышаясь над фронтоном, завершал композицию фасада избы.
Охлупень имел не только конструктивное и художественное, но и символическое значение, уходящее в глубокую древность. Неизменный помощник землепашца и верный спутник ратника, конь был одним из любимых и древних образов в русском народном искусстве: его изображение встречается на резных и расписных предметах крестьянского быта (например, на прялках), на древних формах деревянной посуды, в вышивке, металле (сечка для капусты) и народной игрушке.
С маленькой головкой на короткой шее, острыми ушами и мощной выгнутой грудью, охлупень дома Шихова представляет собой подлинное произведение народного искусства — монументальную и самобытную деревянную скульптуру, созданную талантливым неизвестным северным мастером. В коллекции народного искусства Русского музея хранятся несколько охлупней, и, несмотря на устойчивую традицию изображения, каждый из них уникален.
В деревнях Русского Севера охлупнем называли замковое бревно на крыше. Оно имело угловой желоб снизу и, как замком, скрепляло кровлю. Концы тесин кровли входили в желоб, выдолбленный снизу бревна — хлупня.
Часто из корневой части охлупня топором вырубалось символическое изображение коня. Обычно одно бревно с конем было направлено в сторону улицы, а другое укрепляло кровлю с противоположной стороны. Установкой этого бревна из самых долговечных пород дерева — ели или лиственницы — заканчивалось строительство дома. А конек на крыше, возвышаясь над фронтоном, завершал композицию фасада избы.
Охлупень имел не только конструктивное и художественное, но и символическое значение, уходящее в глубокую древность. Неизменный помощник землепашца и верный спутник ратника, конь был одним из любимых и древних образов в русском народном искусстве: его изображение встречается на резных и расписных предметах крестьянского быта (например, на прялках), на древних формах деревянной посуды, в вышивке, металле (сечка для капусты) и народной игрушке.
С маленькой головкой на короткой шее, острыми ушами и мощной выгнутой грудью, охлупень дома Шихова представляет собой подлинное произведение народного искусства — монументальную и самобытную деревянную скульптуру, созданную талантливым неизвестным северным мастером. В коллекции народного искусства Русского музея хранятся несколько охлупней, и, несмотря на устойчивую традицию изображения, каждый из них уникален.