Бляхи коновалов — это массивные прямоугольные пластины из медного сплава с изображением всадника на коне и двух коновалов по бокам: один держит коня под уздцы, другой подталкивает сзади. В старину коновалом называли ветеринара-ремесленника, который занимался охолащиванием и лечением лошадей, бычков, баранов и других домашних животных.
У каждого коновала была с собой особая сумка, в которой лекарь хранил свои рабочие инструменты: стальной ножик, оселок для его заточки, железные клещи, иглы, стальные топорики, тиски, ланцеты, плашки, дубовые колотушки и снадобья для обработки ран.
Коновальство было специализированной отходнической профессией, то есть крестьяне, занимавшиеся лечением домашних животных, уходили на работы в другие уезды.
Однако нигде в России коновальство не было так широко распространено, как в Мезенском уезде Архангельской губернии. В селе Кимжа на Мезени в XIX — начале XX века сложилась традиция изготовления блях, и связана она была с именем мастера Василия Алексеевича Дерягина, который в 1847 году принес в Кимжу с Урала искусство литья. По воспоминаниям жителей села Олема, в Кимже можно было заказать себе конька на бляху любой формы по любому вкусу. Начищенная до блеска, такая пластина была своеобразной рекламой, профессиональной эмблемой странствующего коновала, его знаком отличия. В народе коновалы считались не просто ремесленниками-ветеринарами, но прежде всего колдунами-знахарями. В Кимже их называли «чернотропами» (колдунами).
Сохранившиеся коновальские бляхи можно увидеть не только в экспозиции Русского музея, но и в других музейных собраниях. Все памятники отличаются друг от друга. Отличны изображения коней, людей, иногда меняется количество персонажей. На некоторых предметах очень выразительно и изящно переданы фигуры, на других изображения довольно примитивны: кони и люди представлены схематично, минимум деталей, формы более плоскостные.
Можно выделить две группы блях для коновалов: объемные, в технике рельефного литья, и плоскостные таблички, выполненные просечкой контура по металлу. Мастера-литейщики знали гравировку и штамп, благодаря которым на медных бляхах появлялись детали лиц и одежд, треугольные зарубки, циркульный орнамент на рамке.
У каждого коновала была с собой особая сумка, в которой лекарь хранил свои рабочие инструменты: стальной ножик, оселок для его заточки, железные клещи, иглы, стальные топорики, тиски, ланцеты, плашки, дубовые колотушки и снадобья для обработки ран.
Коновальство было специализированной отходнической профессией, то есть крестьяне, занимавшиеся лечением домашних животных, уходили на работы в другие уезды.
Однако нигде в России коновальство не было так широко распространено, как в Мезенском уезде Архангельской губернии. В селе Кимжа на Мезени в XIX — начале XX века сложилась традиция изготовления блях, и связана она была с именем мастера Василия Алексеевича Дерягина, который в 1847 году принес в Кимжу с Урала искусство литья. По воспоминаниям жителей села Олема, в Кимже можно было заказать себе конька на бляху любой формы по любому вкусу. Начищенная до блеска, такая пластина была своеобразной рекламой, профессиональной эмблемой странствующего коновала, его знаком отличия. В народе коновалы считались не просто ремесленниками-ветеринарами, но прежде всего колдунами-знахарями. В Кимже их называли «чернотропами» (колдунами).
Сохранившиеся коновальские бляхи можно увидеть не только в экспозиции Русского музея, но и в других музейных собраниях. Все памятники отличаются друг от друга. Отличны изображения коней, людей, иногда меняется количество персонажей. На некоторых предметах очень выразительно и изящно переданы фигуры, на других изображения довольно примитивны: кони и люди представлены схематично, минимум деталей, формы более плоскостные.
Можно выделить две группы блях для коновалов: объемные, в технике рельефного литья, и плоскостные таблички, выполненные просечкой контура по металлу. Мастера-литейщики знали гравировку и штамп, благодаря которым на медных бляхах появлялись детали лиц и одежд, треугольные зарубки, циркульный орнамент на рамке.