Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Народное искусство в Русском музее»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Бляха коновала

Время создания
XVII век
Размер
14x20 см
Техника
медь, литье
5
Открыть в приложении
#2
Бляхи коновалов — это массивные прямоугольные пластины из медного сплава с изображением всадника на коне и двух коновалов по бокам: один держит коня под уздцы, другой подталкивает сзади. В старину коновалом называли ветеринара-ремесленника, который занимался охолащиванием и лечением лошадей, бычков, баранов и других домашних животных.

У каждого коновала была с собой особая сумка, в которой лекарь хранил свои рабочие инструменты: стальной ножик, оселок для его заточки, железные клещи, иглы, стальные топорики, тиски, ланцеты, плашки, дубовые колотушки и снадобья для обработки ран.

Коновальство было специализированной отходнической профессией, то есть крестьяне, занимавшиеся лечением домашних животных, уходили на работы в другие уезды.

Однако нигде в России коновальство не было так широко распространено, как в Мезенском уезде Архангельской губернии. В селе Кимжа на Мезени в XIX — начале XX века сложилась традиция изготовления блях, и связана она была с именем мастера Василия Алексеевича Дерягина, который в 1847 году принес в Кимжу с Урала искусство литья. По воспоминаниям жителей села Олема, в Кимже можно было заказать себе конька на бляху любой формы по любому вкусу. Начищенная до блеска, такая пластина была своеобразной рекламой, профессиональной эмблемой странствующего коновала, его знаком отличия. В народе коновалы считались не просто ремесленниками-ветеринарами, но прежде всего колдунами-знахарями. В Кимже их называли «чернотропами» (колдунами).

Сохранившиеся коновальские бляхи можно увидеть не только в экспозиции Русского музея, но и в других музейных собраниях. Все памятники отличаются друг от друга. Отличны изображения коней, людей, иногда меняется количество персонажей. На некоторых предметах очень выразительно и изящно переданы фигуры, на других изображения довольно примитивны: кони и люди представлены схематично, минимум деталей, формы более плоскостные.

Можно выделить две группы блях для коновалов: объемные, в технике рельефного литья, и плоскостные таблички, выполненные просечкой контура по металлу. Мастера-литейщики знали гравировку и штамп, благодаря которым на медных бляхах появлялись детали лиц и одежд, треугольные зарубки, циркульный орнамент на рамке.
#9
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Бляха коновала

Время создания
XVII век
Размер
14x20 см
Техника
медь, литье
5
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

Ошибка на сайте

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%