Первые пряники на Руси появились около IX века. Их выпекали из ржаной муки, смешанной с большим количеством меда и ягодным соком, и называли «медовым хлебом». Позднее в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а с распространением восточных специй, привезенных из Индии и с Ближнего Востока, — гвоздику, анис, имбирь, корицу и другие пряности. Начиная с XV века пряники становятся неотъемлемой частью русской национальной культуры и присутствуют во всех сферах жизни: быту, празднествах и ярмарках, народных гуляньях, фольклоре.
Для приготовления пряников использовали специальные пряничные доски, с их помощью готовили печатные пряники с рельефным или графическим изображением.
Пряничные доски вырезали не только для домашнего использования, но и для продажи на ярмарках. Одни пряничные доски были повседневными, другие делали специально к особым событиям, третьи — к ежегодным празднествам и свадьбам.
Техника изготовления пряничных досок была достаточно сложной. Мастер должен был соблюсти четкость линий и добиться равномерности перепадов рельефа на декорируемой поверхности. Вначале мастер намечал рисунок, затем прорезал контурные линии всех его деталей, после чего начиналась работа по заглублению рельефа. Часто небольшие доски украшал характерный для народного искусства геометрический орнамент: квадраты, ромбы, круги. Нередко изображали зверей: коней, птиц, сиринов, барсов, львов — или, например, цветы и листья. Такие доски напоминали по композиции рисунки древнерусских керамических изразцов.
В начале XVIII века были закрыты «Палаты резных и столярных дел» Оружейной палаты Москвы, и основной центр массового производства пряничных досок сместился в ремесленные центры Поволжья. Постепенно изменилось и отношение к пряникам, обрядовость и строгая приуроченность к определенным торжествам отошли на второй план. Пряник стал просто угощением и приятным подарком. В XVIII–XIX веках на пряничных досках начали изображать более разнообразные сюжеты. Резчики обращались к лубочным картинкам, книжным иллюстрациям, повторяли изображения, используемые на украшавших печи изразцах. После Отечественной войны 1812 года появились сюжеты с фигурами офицеров с саблями, в треугольных шляпах, с Георгиевскими крестами.
Для приготовления пряников использовали специальные пряничные доски, с их помощью готовили печатные пряники с рельефным или графическим изображением.
Пряничные доски вырезали не только для домашнего использования, но и для продажи на ярмарках. Одни пряничные доски были повседневными, другие делали специально к особым событиям, третьи — к ежегодным празднествам и свадьбам.
Техника изготовления пряничных досок была достаточно сложной. Мастер должен был соблюсти четкость линий и добиться равномерности перепадов рельефа на декорируемой поверхности. Вначале мастер намечал рисунок, затем прорезал контурные линии всех его деталей, после чего начиналась работа по заглублению рельефа. Часто небольшие доски украшал характерный для народного искусства геометрический орнамент: квадраты, ромбы, круги. Нередко изображали зверей: коней, птиц, сиринов, барсов, львов — или, например, цветы и листья. Такие доски напоминали по композиции рисунки древнерусских керамических изразцов.
В начале XVIII века были закрыты «Палаты резных и столярных дел» Оружейной палаты Москвы, и основной центр массового производства пряничных досок сместился в ремесленные центры Поволжья. Постепенно изменилось и отношение к пряникам, обрядовость и строгая приуроченность к определенным торжествам отошли на второй план. Пряник стал просто угощением и приятным подарком. В XVIII–XIX веках на пряничных досках начали изображать более разнообразные сюжеты. Резчики обращались к лубочным картинкам, книжным иллюстрациям, повторяли изображения, используемые на украшавших печи изразцах. После Отечественной войны 1812 года появились сюжеты с фигурами офицеров с саблями, в треугольных шляпах, с Георгиевскими крестами.