В России технология изготовления набивных тканей (с нанесенным рисунком) известна с X века. Расцвет промыслов, занимающихся окраской набивным способом, пришелся на XVIII век и первую половину XIX века. С помощью набойных досок с вырезанным орнаментом печатали узоры по белому или окрашенному холсту. Покрытую краской доску накладывали на влажный холст и оттиск узора переносили на ткань. Доски с резным орнаментом изготавливались из плотных пород дерева: груши, клена, ореха или березы.
Набойным промыслом занимались целые уезды России. Старинные набойки украшали разнообразными узорами, вдохновением для художников служили мир растений и животных, лубочные картины, книжные иллюстрации, мотивы восточных тканей. Задачей мастера при изготовлении набойной доски было создать гармоничное сочетание узора и фона.
Самыми распространенными орнаментами XVII века были растительный и геометрический: чередование квадратов, кругов, розеток, треугольников и цветов в шахматном порядке. В XVIII веке конструкция набойных досок изменилась. Вместо создания резного деревянного узора мастера начали выкладывать узоры из металлических пластинок, полосок, гвоздиков, которые были вмонтированы в доску. За счет этого рисунки на тканях приобрели четкость контуров, более четкую проработку узора, графичность. Рисунок усложнился, появились новые сюжеты, жанровые сцены, изображающие дам и кавалеров. Растительные узоры, изображения животных и птиц стали более детализированными.
С конца XVIII века ручную набойку вытеснила продукция ситценабивных фабрик. Но на протяжении всего XIX и в начале XX века набойки продолжали изготавливать в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Тверской и многих других губерниях. После революции делали даже набивные доски с «актуальными» рисунками — паровозами и тракторами.
Надо отметить, что в XIX веке в моду вошла кубовая набойка (кубом называли чан с краской), благодаря которой получалась ткань с белым узором на синем фоне. Обычно набойку печатали только в одном цвете, как правило — синем, красном или черном. Но создавали и многокрасочные орнаменты, при которых на одно и то же место поочередно накладывали соответствующее число досок с разным узором, каждая из которых была окрашена в свою краску.
Набойным промыслом занимались целые уезды России. Старинные набойки украшали разнообразными узорами, вдохновением для художников служили мир растений и животных, лубочные картины, книжные иллюстрации, мотивы восточных тканей. Задачей мастера при изготовлении набойной доски было создать гармоничное сочетание узора и фона.
Самыми распространенными орнаментами XVII века были растительный и геометрический: чередование квадратов, кругов, розеток, треугольников и цветов в шахматном порядке. В XVIII веке конструкция набойных досок изменилась. Вместо создания резного деревянного узора мастера начали выкладывать узоры из металлических пластинок, полосок, гвоздиков, которые были вмонтированы в доску. За счет этого рисунки на тканях приобрели четкость контуров, более четкую проработку узора, графичность. Рисунок усложнился, появились новые сюжеты, жанровые сцены, изображающие дам и кавалеров. Растительные узоры, изображения животных и птиц стали более детализированными.
С конца XVIII века ручную набойку вытеснила продукция ситценабивных фабрик. Но на протяжении всего XIX и в начале XX века набойки продолжали изготавливать в Архангельской, Вологодской, Ярославской, Тверской и многих других губерниях. После революции делали даже набивные доски с «актуальными» рисунками — паровозами и тракторами.
Надо отметить, что в XIX веке в моду вошла кубовая набойка (кубом называли чан с краской), благодаря которой получалась ткань с белым узором на синем фоне. Обычно набойку печатали только в одном цвете, как правило — синем, красном или черном. Но создавали и многокрасочные орнаменты, при которых на одно и то же место поочередно накладывали соответствующее число досок с разным узором, каждая из которых была окрашена в свою краску.