Бронзовая статуэтка «Парящий Меркурий» поступила в музей из Москвы в 1976 году, от Михаила Вадимовича Шапошникова, сына Нины Евгеньевны Олениной, урожденной Бакуниной, которая в 1948 году вышла второй раз замуж за своего родственника Александра Александровича Оленина, сына композитора Александра Алексеевича Оленина (1865–1944), в доме которого хранились многие семейные реликвии.
Древнеримский бог Меркурий, отождествляющийся с древнегреческим Гермесом, — второй по значимости из двенадцати богов Олимпа, сын Зевса и горной нимфы Майи (дочери Атланта). В ловкости и хитрости Гермесу не было равных. Он считался вестником богов, покровителем путешественников, купцов, воров, пастухов, ораторов и дипломатов, был одним из популярнейших богов.
Бронзовая статуэтка из собрания музея-усадьбы «Приютино» была выполнена в первой половине XIX века и представляет собой копию со знаменитой мраморной статуи «Меркурий» фландрского скульптора Джованни Болонья (сокращенно: Джамболонья).
В 1564 году герцог тосканский Козимо I Медичи для подарка Максимилиану II Габсбургу, императору Священной Римской империи, заказывает известному скульптору мраморную статую римского бога Меркурия. Динамичный образ бога древнеримской мифологии — одно из самых известных пластических изображений Джованни Болонья стала очень популярной и неоднократно отливалась, с незначительными изменениями, самим скульптором.
Перед нами устремленная вперед атлетическая фигура бога Меркурия, балансирующего на столбе воздуха, выдуваемого из уст западного ветра Зефира. Его движения легки и изящны, он словно парит: правая нога, согнутая в колене, закинута высоко вверх назад. Голова резко повернута вправо. Взгляд устремлен вдаль поверх правой руки, поднятой вверх с вытянутым указательным пальцем в небо, где обитают бессмертные божества.
«Парящий Меркурий» изображен со всеми атрибутами: на голове крылатый шлем, на ступнях крылатые сандалии, изготовленные Гефестом для передвижения по воздуху, в левой руке Меркурий держит увенчанный двумя крылышками жезл-кадуцей (или керикейон у греков), символизирующий полномочия вестника богов, способность мирить врагов.
По одной из версий, кадуцей первоначально имел форму оливковой ветви или прута с несколькими листьями. Затем прут был увенчан наконечником в форме шара. Согласно Гомеру, Аполлон обменял кадуцей на изобретенную Гермесом свирель. По преданию, Гермес бросил кадуцей в двух сражающихся друг с другом змей, после чего они приросли к жезлу и с тех пор обвивают жезл. Кадуцей также обладал способностью усыплять людей и пробуждать их от сна. С помощью кадуцея Гермес открывает врата подземного царства и вводит туда души умерших.
Кадуцей символизировал также красноречие и рассудительность, присущие педагогу. Иногда Меркурий почитался и как покровитель искусств. До настоящего времени кадуцей служит символом торговли и дипломатии.
Голова Зефира под левой ногой Меркурия покоится на круглой профилированной бронзовой подставке. Статуэтка установлена на постаменте в виде части колонны светло-коричневого мрамора на бронзовой круглой подушке со скругленным профилем.
Джованни Болонья (1529–1608) — итальянский скульптор эпохи маньеризма. Его творчество можно рассматривать как связующее звено между искусством Микеланджело и Бернини. Настоящее имя Джамболоньи — Жан де Булонь (Jean de Boulogne). Он родился в 1529 году в городке Дуэ в Пикардии, принадлежавшей тогда Фландрии. Учился у скульптора Дюбрёка в Монсе, а около 1550 года отправился в Рим. Там молодой скульптор изучал искусство Возрождения и греко-римской античности. В своем творчестве он испытал сильное влияние Микеланджело, возможно, даже был его учеником.
Через два года приехал во Флоренцию, где обрел покровительство герцогов Медичи. Площадь Синьории во Флоренция украшает бронзовый конный памятник Козимо I Медичи (1593 г). Джамболонья работал также в Болонье (Статуя «Нептун». Ок. 1566). На Вилле Пратолино (известна как Вилла Демидова) была выполнена по заказу Франческо Медичи «Аллегория Апеннин». Джаболонья работает и в Генуе, в Лукке.
Несмотря на то, что на новой родине его всегда воспринимали как фламандца, он получил прозвище Джамболонья, которое является разговорной, сокращенной формой его имени Джованни Болонья, произнесенного на итальянский лад. Умер Джамболонья во Флоренции 13 августа 1608 года.