Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Значимые предметы экспозиции»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Портрет А.Н. Оленина

Время создания
первая половина XIX века
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
71,5x55 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#2

В галерее Господского дома на стене можно видеть парные портреты хозяев усадьбы. Один из них является уменьшенной копией неизвестного художника, выполненной с оригинала А.Г. Варнека 1820 года, находящейся в музее Академии художеств.

На портрете изображён Алексей Николаевич Оленин (1763–1843) — историк, ученый, основоположник российской художественной археологии, художник, гравёр, медальер, коллекционер. Член Российской академии с 1786, член Петербургской Академии наук с 1804, её же почётный член с 1809, директор Императорской Публичной библиотеки с 1811 года, статс-секретарь Государственного совета, Государственный секретарь (1814—1827), президент Академии Художеств с 1817 года, почётный член Московского университета (1826), действительный тайный советник.

Алексей Николаевич Оленин изображен сидящим в кресле красного дерева. Худощавое лицо с глубоко посаженными глазами, обрамленное волосами с проседью, повернуто влево. Руки покоятся на коленях, в левой руке пенсне. Он одет в форменный сюртук, виден ворот белой манишки. На груди звезды орденов Св. Александра Невского и Св. Владимира, а также золотая медаль за 1807 год «Земскому войску» на Владимирской ленте и бронзовая медаль за 1812-й год на Владимирской ленте. На шее — черно-красная лента ордена Св. Владимира.

В очерке, посвященном Алексею Николаевичу Оленину, В.О. Ключевский характеризовал его как «одно из блестящих произведений и оправданий школы Екатерины II и Бецкого, мечтавших о воспитании дельцов, которые, подобно древнеримским деятелям, способны были бы становиться мастерами всюду, куда призывала их польза государства и отечества».

#3

Прекрасно образованный человек, страстный любитель искусств и литературы, талантливый рисовальщик, с тонким чувством изящного и огромной начитанностью, любитель отечественной старины и покровитель рождающихся отечественных талантов, при обширных связях в высшем петербургском обществе, простой в обращении и гостеприимный хозяин-хлебосол, деливший свое время и силы между службой и дружбой — вот каким изображается Оленин в этих биографиях и мемуарах. Я не буду говорить о том, что он делал для Академии художеств, которую он оставил в блестящем состоянии, но застал в полном упадке, в которой у целой трети учеников росли зобы от дурной пищи и душного воздуха в классах и спальнях и профессора и ученики в натурном классе едва могли отчихаться от копоти смрадных ламп.


Мы перебираем лучшие страницы истории нашей литературы и общежития, припоминая жизнь Оленина. Сначала он — один из самых видных членов кружка Державина, благотворно влиявший своим литературным вкусом на Хемницера, потом у него собирается собственный кружок, где своими людьми становятся Крылов и Гнедич; последний по совету Оленина и Уварова предпринял перевод всей Илиады гекзаметрами. Постепенно разрастаясь благодаря приветливости и любознательности хозяев, этот кружок скоро превратился в самое многолюдное и лучшее литературно-художественное собрание в Петербурге… Здесь можно было видеть русских художников трех поколений, начиная с Боровиковского и даже старого Косенна, помнившего еще первые времена Бецкого, и оканчивая молодым художником 14 класса Солнцевым. Русская литература бывала здесь в полном сборе, во всей пестроте своего состава. Может быть, только в этом добродушном доме и можно было встретить за одним столом и бессмертных арзамасцев с беспокойным «Сверчком» Пушкиным во главе, и важных покойников-халдеев шишковско-державинской «Беседы». Светила русского пера, резца и кисти на закате находили здесь почтительный прием; но и таланты, едва вырезывавшиеся из-за горизонта, впервые были замечаемы в доме Оленина, как на зоркой обсерватории. Не говорим о Крылове, который не знал, где он больше дома, у себя или у Оленина, и басни которого здесь знали раньше, чем они появлялись в печати.
В.О. Ключевский в очерке, посвященном Алексею Николаевичу Оленину
#4

Варнек Александр Григорьевич (1782-1843), выдающийся портретист и исторический живописец, преподаватель портретной живописи в Академии Художеств. До конца своих дней состоял в Совете Академии Художеств. На академических выставках демонстрировались его картины, вызывавшие неизменный интерес знатоков и любителей живописи, порождавшие многочисленные отклики в прессе (в журналах «Сын Отечества», «Отечественные записки», в альманахе «Северные цветы» и других изданиях тех лет). Хорошо чувствуя и передавая характер человека, художник удивительным образом умел раскрыть индивидуальность личности, ее неповторимость, за что и получил почетное прозвание — «русский Ван Дейк».

Известный живописный поколенный портрет президента А.Н. Оленина был представлен на выставке в Академии художеств в 1820 году.
Изображенные на груди ордена Св. Владимира и св. Александра Невского были позже переписаны. «Сделал это, скорее всего, сам А.Г. Варнек в 1824 году, когда на квартире Олениных писал портрет Елизаветы Марковны Олениной, супруги Алексея Николаевича», — считает исследователь творчества художника и его праправнук — В.А. Варнек.

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Портрет А.Н. Оленина

Время создания
первая половина XIX века
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
71,5x55 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%