Прялка — орудие прядения, состоящее из подставки — сиденья для пряхи (донца) — и стояка с лопастью, где закрепляют скатанную валиком кудель, которая представляет собой очищенное от одревесневших частей стебля волокно, приготовленное для прядения. Древнейшие прялки делали «копыльными», вырубали из цельного пня, выкорчеванного с корнем. Для более поздних, двух- или трехчастных, могли использовать несколько пород древесины: ясень или клен для стояка, осину или липу для донца.
На донце садилась пряха, а к лопасти привязывали кудель льна, и при помощи веретена сучилась (скручивалась) нить.
Сезон прядения и ткачества приходился на октябрь–март — свободные от полевых работ месяцы. Чтобы скрасить нелегкий монотонный труд, мастерицы собирались «на супрядки»: сучили нити и одновременно пели, слушали сказки и предания, а потом вместе отдыхали с танцами и играми.
Прялка и веретено сопровождали женщину с рождения: в ходе родинного обряда на прялке будущей хозяйке перерезали пуповину, чтобы, когда вырастет, была хорошей пряхой.
Крестьянские девочки учились прясть с пяти-семи лет. Отец специально мастерил для дочери маленькую прялочку по росту. Первую спряденную нить полагалось сжечь, смешать с водой — и эту воду выпить, чтобы сохранить в себе усидчивость и трудолюбие.
Прялка являлась одним из наиболее ярких символов женской культуры. На свадьбе невеста бросала прялку через ворота дома жениха и примечала: если перекинет — родится мальчик, если внесет через ворота — будет девочка. Если хотели девочку, то во время супружеского акта женщина помещала под подушку «прялочку», выстроганную из лучинок, если мальчика — то топор. Дарение новобрачной прялки носило обрядовое выражение и происходило в один из календарно значимых дней в течение года.
На посиделках прялка была символом индивидуального девичьего места: у занявшей не свое место прялку выкидывали к порогу; выражение сесть под прялку означало сесть рядом с девушкой. За нарушение некоторых норм — измена партнеру, неучастие в молодежных собраниях — у девушки ломали прялку.
В Чистый понедельник женщины съезжали с гор на прялочных донцах. Делалось это с заклинательной целью — «чтобы чистый лен уродился».
Прялка могла выступать атрибутом нечистой силы. Поэтому нельзя было оставлять прялку с куделью на ночь (спутает кикимора), а вот прялка, положенная под колыбелью, отвлекала от ребенка полуночницу.
На донце садилась пряха, а к лопасти привязывали кудель льна, и при помощи веретена сучилась (скручивалась) нить.
Сезон прядения и ткачества приходился на октябрь–март — свободные от полевых работ месяцы. Чтобы скрасить нелегкий монотонный труд, мастерицы собирались «на супрядки»: сучили нити и одновременно пели, слушали сказки и предания, а потом вместе отдыхали с танцами и играми.
Прялка и веретено сопровождали женщину с рождения: в ходе родинного обряда на прялке будущей хозяйке перерезали пуповину, чтобы, когда вырастет, была хорошей пряхой.
Крестьянские девочки учились прясть с пяти-семи лет. Отец специально мастерил для дочери маленькую прялочку по росту. Первую спряденную нить полагалось сжечь, смешать с водой — и эту воду выпить, чтобы сохранить в себе усидчивость и трудолюбие.
Прялка являлась одним из наиболее ярких символов женской культуры. На свадьбе невеста бросала прялку через ворота дома жениха и примечала: если перекинет — родится мальчик, если внесет через ворота — будет девочка. Если хотели девочку, то во время супружеского акта женщина помещала под подушку «прялочку», выстроганную из лучинок, если мальчика — то топор. Дарение новобрачной прялки носило обрядовое выражение и происходило в один из календарно значимых дней в течение года.
На посиделках прялка была символом индивидуального девичьего места: у занявшей не свое место прялку выкидывали к порогу; выражение сесть под прялку означало сесть рядом с девушкой. За нарушение некоторых норм — измена партнеру, неучастие в молодежных собраниях — у девушки ломали прялку.
В Чистый понедельник женщины съезжали с гор на прялочных донцах. Делалось это с заклинательной целью — «чтобы чистый лен уродился».
Прялка могла выступать атрибутом нечистой силы. Поэтому нельзя было оставлять прялку с куделью на ночь (спутает кикимора), а вот прялка, положенная под колыбелью, отвлекала от ребенка полуночницу.