Одним из оберегов на Руси считался куриный, или курячий бог («курячий поп») — камень с отверстием-проточиной или иной предмет, специально подвешиваемый в курятнике. Согласно крестьянским верованиям, он служил для кур своеобразной иконой и защищал от проделок домового и кикиморы, болезней, повышал плодовитость домашней птицы.
Обереги в виде камней с отверстиями были широко распространены и среди народов Европы, Сибири, Кавказа. В Европе их называли святыми, ведьмовскими, змеиными, использовали для защиты жилища, людей, домашних животных и урожая от колдовства, нечисти и несчастных случаев.
В Костромской, Вологодской и Ярославской губерниях камень с проточиной называли «урочным камнем». Происходит это название от слова «урок», так называли сглаз. Человека, страдавшего лихорадкой, испугом, бессонницей поили или опрыскивали водой, в которую перед этим опускали камень-оберег. Вешали «куриный бог» не только в курятниках, но и во дворе (для благополучия скотины) и в изголовье кровати (для избавления от кошмаров). Знахарки Тамбовской губернии с помощью заговора и шестикратного крестообразного прикладывания камня к больному месту лечили зубы.
Крестьяне Владимирской и Нижегородской губерний верили, что «куриный бог» должен быть обретен случайно, а не целенаправленно, чтобы обладать магической силой. Их берегли и передавали по наследству вместе с хозяйством.
В качестве «куриного бога» могли выступать не только камни, но и другие предметы: старый лапоть, лоскуты кумача (красной ткани), горлышко разбитого глиняного кувшина или умывальника, горшок, лукошко или корзина без донца, еловая ветка и другие. Наличие отверстий в предмете и его ветхость считались признаками близости к потустороннему миру.
Чтобы усилить защитные свойства, в лапоть клали куриный помет и соломенный крестик, в горшок вставляли можжевеловую ветку или частичку ладана. В Московской, Костромской, Владимирской губерниях куриными богами называли антропоморфные фигуры из дерева и камня.
«Куриными богами» в деревнях называли святых покровителей кур: в Московской губернии — святого Димитрия Солунского, в Пензенской — святых Косму и Дамиана, в Рязанской — святого Николая, в Тобольской — святых Кирика и Иулиту.
Обереги в виде камней с отверстиями были широко распространены и среди народов Европы, Сибири, Кавказа. В Европе их называли святыми, ведьмовскими, змеиными, использовали для защиты жилища, людей, домашних животных и урожая от колдовства, нечисти и несчастных случаев.
В Костромской, Вологодской и Ярославской губерниях камень с проточиной называли «урочным камнем». Происходит это название от слова «урок», так называли сглаз. Человека, страдавшего лихорадкой, испугом, бессонницей поили или опрыскивали водой, в которую перед этим опускали камень-оберег. Вешали «куриный бог» не только в курятниках, но и во дворе (для благополучия скотины) и в изголовье кровати (для избавления от кошмаров). Знахарки Тамбовской губернии с помощью заговора и шестикратного крестообразного прикладывания камня к больному месту лечили зубы.
Крестьяне Владимирской и Нижегородской губерний верили, что «куриный бог» должен быть обретен случайно, а не целенаправленно, чтобы обладать магической силой. Их берегли и передавали по наследству вместе с хозяйством.
В качестве «куриного бога» могли выступать не только камни, но и другие предметы: старый лапоть, лоскуты кумача (красной ткани), горлышко разбитого глиняного кувшина или умывальника, горшок, лукошко или корзина без донца, еловая ветка и другие. Наличие отверстий в предмете и его ветхость считались признаками близости к потустороннему миру.
Чтобы усилить защитные свойства, в лапоть клали куриный помет и соломенный крестик, в горшок вставляли можжевеловую ветку или частичку ладана. В Московской, Костромской, Владимирской губерниях куриными богами называли антропоморфные фигуры из дерева и камня.
«Куриными богами» в деревнях называли святых покровителей кур: в Московской губернии — святого Димитрия Солунского, в Пензенской — святых Косму и Дамиана, в Рязанской — святого Николая, в Тобольской — святых Кирика и Иулиту.