Работа «Прости, отец» создана Заслуженным художником Адыгеи, Народным художником Адыгея Султаном Мухаджировичем Умаровым. Автор — профессиональный художник с глубоким осмыслением природы, истории, судьбы своего народа.
Так, тема данной работы — память, семья, чувство вины. Молодой человек стоит на одном колене у могилы отца, рядом его конь. Зная трагическую историю черкесского народа, нетрудно догадаться, что молодой человек прощается с могилой отца, возможно, навсегда, и просит прощения за то, что приходится оставить родину. На ожидаемый путь намекает навьюченная лошадь, уходящая вдаль дорога на заднем плане, но ведет она не в светлое будущее (как если бы она была направлена вправо), а куда-то назад, за горы, за море, мимо оставленных домов.
Цветовая палитра, выбранная художником, символически отражает чувство раскаяния, скорби. Синий цвет традиционно связан с меланхолией, рефлексией, печалью, болезненными чувствами. Светлым выделено лицо молодого человека, оттенок его рифмуется с оттенком неба, а также с бликом на надгробном камне и полумесяце, что может символизировать прощение, духовное очищение, единство рода, веры, жизни и смерти. Плавный переход палитры от темных оттенков первого плана — земли, людей, кладбища, оттенков синего среднего плана — горная гряда, низкие облака, до нежных светлых оттенков неба снижают общий трагический пафос работы и оставляют зрителя в состоянии задумчивости и ощущении некоего небесного покровительства, которое исходит от предков рода (если опираться на название работы).
Работа написана в 1993 году в технике гуашь, темпера. Многие картины Умарова выполнены мягкими темными тонами, стилистика приближенная к картинам Николая Константиновича Рериха (сравнение с картиной «Помни!» или «Сокровища снегов»).
Безусловно, Умаров сохранял личную тематику, перерабатывая травмы своего народа в живописи. В Картинной галерее Республики Адыгея хранится 14 работ данного автора, большая часть которых горные пейзажи, три — посвящены теме семьи, памяти, старения.