В основу одноактного балета «Калина красная» легла одноименная повесть Василия Шукшина. Музыку к постановке написал композитор Евгений Светланов. Балетмейстер-постановщик и автор либретто — Андрей Петров, художник — Игорь Лемешев. Главные партии исполнили Галина Тесёлкина, Вячеслав Елагин, Александр Лазарев, Владимир Горюнов, Андрей Петров, Виктор Барыкин и другие. Премьера прошла в 1978 году на сцене Большого театра в Москве.
Однажды Андрей Петров, солист Большого театра и недавний выпускник ГИТИСа, прослушал оркестровую поэму «Калина красная». Музыка поразила его. Чистая и прозрачная, драматически напряжённая, казалось, она сама подсказывала партитуру будущего балета. На одном дыхании за несколько дней Петров написал либретто. На тот момент он стажировался у главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича, к которому и явился с идеей постановки балета — тот сразу же его поддержал. Спектакль не стоял в плане театра на год, поэтому успех постановки зависел от энтузиазма его участников. По воспоминаниям, им приходилось урывать для репетиций каждую свободную минуту.
Накануне генеральной репетиции заболел исполнитель роли Егора Прокудина Вячеслав Елагин. Всего за несколько репетиций Александр Лазарев освоил сложную заглавную партию. Случилась еще одна беда: Владимир Горюнов, исполнитель роли «Чёрного», сломал палец. За два дня до премьеры пришлось вводить в постановку нового танцовщика.
Балет отличался от одноименного фильма. Например, на сцене театра Любаша была не сильной женщиной, а наивной молодой девушкой. В ней была та же чистота, близость к природе, любовь к земле. Исполнительница роли Галина Тесёлкина точно почувствовала замысел постановки.
После премьеры спектакля критика отмечала: «Быть может, не все, о чем мечталось и думалось А. Петрову получилось в спектакле — в некоторых фрагментах постановщик лишь иллюстрирует сюжет, чрезмерно живописует „малину“ и несколько упрощает конфликт с нею Егора. Но главная удача одноактного балета — поэтизация русской природы, земли, силы которой не иссякают, и человек, возвращающийся к ней, как Антей».
Однажды Андрей Петров, солист Большого театра и недавний выпускник ГИТИСа, прослушал оркестровую поэму «Калина красная». Музыка поразила его. Чистая и прозрачная, драматически напряжённая, казалось, она сама подсказывала партитуру будущего балета. На одном дыхании за несколько дней Петров написал либретто. На тот момент он стажировался у главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича, к которому и явился с идеей постановки балета — тот сразу же его поддержал. Спектакль не стоял в плане театра на год, поэтому успех постановки зависел от энтузиазма его участников. По воспоминаниям, им приходилось урывать для репетиций каждую свободную минуту.
Накануне генеральной репетиции заболел исполнитель роли Егора Прокудина Вячеслав Елагин. Всего за несколько репетиций Александр Лазарев освоил сложную заглавную партию. Случилась еще одна беда: Владимир Горюнов, исполнитель роли «Чёрного», сломал палец. За два дня до премьеры пришлось вводить в постановку нового танцовщика.
Балет отличался от одноименного фильма. Например, на сцене театра Любаша была не сильной женщиной, а наивной молодой девушкой. В ней была та же чистота, близость к природе, любовь к земле. Исполнительница роли Галина Тесёлкина точно почувствовала замысел постановки.
После премьеры спектакля критика отмечала: «Быть может, не все, о чем мечталось и думалось А. Петрову получилось в спектакле — в некоторых фрагментах постановщик лишь иллюстрирует сюжет, чрезмерно живописует „малину“ и несколько упрощает конфликт с нею Егора. Но главная удача одноактного балета — поэтизация русской природы, земли, силы которой не иссякают, и человек, возвращающийся к ней, как Антей».