Василий Шукшин снял драму «Странные люди» в 1969 году на киностудии имени Максима Горького. В этой картине он выступил не только режиссером, но и сценаристом. В качестве оператора над фильмом работал Валерий Гинзбург, а роли композитора и художника-постановщика отвели Карену Хачатуряну и Игорю Бахметьеву.
Съемки проходили в окрестностях Суздаля и во Владимире. В фильме снялись актеры Всеволод Санаев (председатель колхоза Матвей Рязанцев), Пантелеймон Крымов (учитель истории), Юрий Скоп (Колька). Шукшин выбрал форму киносборника — он использовал три истории, которые не были соединены общим сюжетом. В титрах фильма так и значилось: «Три рассказа».
Изначально режиссер отобрал два текста — «Чудик» и «Миль пардон, мадам». Для третьей киноновеллы он хотел взять рассказ «Вянет, пропадает», но Гинзбург уговорил заменить его «Думами». Оператор фильма считал, что согласие Шукшина было связано с его желанием рассказать о Степане Разине с экрана. Эта тема воплотилась в образе второстепенного героя Стеньки Разина, скульптора-самоучки из того же колхоза, председателем которого был Матвей Рязанцев из «Дум». Шукшин добавил несколько коротких сцен, где эти герои были вместе, чтобы показать и доказать и широкому зрителю, что образ предводителя восстания по-прежнему жил в народе, но о реальном Разине люди знали очень приблизительно.
Картину «Странные люди» подвергли довольно серьезной цензуре: сократили часть эпизодов, ввели закадровые тексты, изъяли фразы героя Броньки Пупкова. Шукшин закончил снимать фильм в феврале 1969 года, а на экраны он вышел только в 1970 году — почти год ушел на редактуру.
Кроме этого, «Странные люди» не понравились зрителям. Шукшин признал ошибку и сам подверг себя критике. В статье «Перед многомиллионной аудиторией» он писал: «Фильм „Странные люди“ не принес мне удовлетворения. Я бы всерьез, не сгоряча назвал бы его неудачей, если бы это уже не сделали другие… Фильм плохо смотрели, даже уходили. Так работать нельзя. Это расточительство… Я, как никогда, остро почувствовал, что зрительский опыт — великая штука. Я пренебрег им — и разговора со зрителем не получилось».
Съемки проходили в окрестностях Суздаля и во Владимире. В фильме снялись актеры Всеволод Санаев (председатель колхоза Матвей Рязанцев), Пантелеймон Крымов (учитель истории), Юрий Скоп (Колька). Шукшин выбрал форму киносборника — он использовал три истории, которые не были соединены общим сюжетом. В титрах фильма так и значилось: «Три рассказа».
Изначально режиссер отобрал два текста — «Чудик» и «Миль пардон, мадам». Для третьей киноновеллы он хотел взять рассказ «Вянет, пропадает», но Гинзбург уговорил заменить его «Думами». Оператор фильма считал, что согласие Шукшина было связано с его желанием рассказать о Степане Разине с экрана. Эта тема воплотилась в образе второстепенного героя Стеньки Разина, скульптора-самоучки из того же колхоза, председателем которого был Матвей Рязанцев из «Дум». Шукшин добавил несколько коротких сцен, где эти герои были вместе, чтобы показать и доказать и широкому зрителю, что образ предводителя восстания по-прежнему жил в народе, но о реальном Разине люди знали очень приблизительно.
Картину «Странные люди» подвергли довольно серьезной цензуре: сократили часть эпизодов, ввели закадровые тексты, изъяли фразы героя Броньки Пупкова. Шукшин закончил снимать фильм в феврале 1969 года, а на экраны он вышел только в 1970 году — почти год ушел на редактуру.
Кроме этого, «Странные люди» не понравились зрителям. Шукшин признал ошибку и сам подверг себя критике. В статье «Перед многомиллионной аудиторией» он писал: «Фильм „Странные люди“ не принес мне удовлетворения. Я бы всерьез, не сгоряча назвал бы его неудачей, если бы это уже не сделали другие… Фильм плохо смотрели, даже уходили. Так работать нельзя. Это расточительство… Я, как никогда, остро почувствовал, что зрительский опыт — великая штука. Я пренебрег им — и разговора со зрителем не получилось».