Яркие узоры дымковских игрушек по праву стали символом Вятской земли. Местные мастера обильно украшали свои изделия: в Дымкове можно встретить нарядных барышень в платьях с кринолинами, дам в пелеринах с зонтиками, кавалеров в цилиндрах, а также козликов в костюмах с широкими воланами. Эта игрушка очень характерна для промысла. Она называется «Цирковой козел». Ее создала мастерица Наталья Никулина в ХХ веке.
Обычно дымковские фигурки лепили по частям. Мастерицы сворачивали нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Для создания животных к цилиндрическому корпусу прикрепляли небольшие ножки, к шее — голову с удлиненной мордочкой. Отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую глину как связующий материал. Чтобы придать изделию ровную поверхность, его сглаживали влажной тряпкой.
Глину для изготовления фигурок добывали в слободе Дымково, на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранное сырье раньше рубили лопатой и смешивали с мелким речным песком. После смешивания материал много раз переворачивали и смачивали водой, а в старину даже месили глину ногами. Сейчас мастерицы уже не повторяют этот трудоемкий процесс: подготовка происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде — в полиэтиленовых упаковках-брикетах по 10 килограммов.
По традиции игрушки после обжига обязательно грунтуют в белый цвет и раскрашивают яркими красками. Старые мастера делали роспись деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял наносить лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.
В старину отличался и состав красок: умельцы растирали сухие краски с яйцом, добавляя в смесь уксус или перекисший квас. В ХХ веке фигурки стали расписывать гуашью, разведенной на яйце. Сегодня мастера предпочитают использовать стойкие акриловые краски.
Интересно, что цирковой сюжет появился в Дымкове не так давно. Его ввела мастерица Елизавета Пенкина в 1930-е годы. Освоив основные приемы промысла, она стала сочинять собственные образы. Художница черпала идеи из личного жизненного опыта и детских воспоминаний. Наталья Никулина подхватила цирковую тему Елизаветы Пенкиной и развила ее в своей деятельности.
К сожалению, о жизни самой Натальи Никулиной известно совсем мало. Источники сообщают, что основной массив работ она создала в 1980–1990-е годы. Также сохранилась информация, что она обучала одну из известных мастериц Елизавету Кошкину.
Обычно дымковские фигурки лепили по частям. Мастерицы сворачивали нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Для создания животных к цилиндрическому корпусу прикрепляли небольшие ножки, к шее — голову с удлиненной мордочкой. Отдельные детали собирали и долепливали, используя жидкую глину как связующий материал. Чтобы придать изделию ровную поверхность, его сглаживали влажной тряпкой.
Глину для изготовления фигурок добывали в слободе Дымково, на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранное сырье раньше рубили лопатой и смешивали с мелким речным песком. После смешивания материал много раз переворачивали и смачивали водой, а в старину даже месили глину ногами. Сейчас мастерицы уже не повторяют этот трудоемкий процесс: подготовка происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде — в полиэтиленовых упаковках-брикетах по 10 килограммов.
По традиции игрушки после обжига обязательно грунтуют в белый цвет и раскрашивают яркими красками. Старые мастера делали роспись деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял наносить лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.
В старину отличался и состав красок: умельцы растирали сухие краски с яйцом, добавляя в смесь уксус или перекисший квас. В ХХ веке фигурки стали расписывать гуашью, разведенной на яйце. Сегодня мастера предпочитают использовать стойкие акриловые краски.
Интересно, что цирковой сюжет появился в Дымкове не так давно. Его ввела мастерица Елизавета Пенкина в 1930-е годы. Освоив основные приемы промысла, она стала сочинять собственные образы. Художница черпала идеи из личного жизненного опыта и детских воспоминаний. Наталья Никулина подхватила цирковую тему Елизаветы Пенкиной и развила ее в своей деятельности.
К сожалению, о жизни самой Натальи Никулиной известно совсем мало. Источники сообщают, что основной массив работ она создала в 1980–1990-е годы. Также сохранилась информация, что она обучала одну из известных мастериц Елизавету Кошкину.