В период с XVII по XIX век качество письменных принадлежностей отражало социальный статус их владельцев. Наборы настольных предметов, которые мастера украшали в технике золочения, принадлежали людям высокого ранга. Первоначально в состав письменных приборов входила простая чернильница и несколько гусиных перьев, однако со временем их стали дополнять разнообразными предметами: пресс-папье, подсвечниками, печатями, колокольчиками, ножами для разрезания бумаги.
Пресс-папье с плоской нижней частью служило для придавливания деловых бумаг на столе, чтобы те не разлетелись от случайного сквозняка. Вместе с изобретением промокательной бумаги появилась и другая разновидность пресс-папье — пресс-бювар. Такие предметы отличались выпуклой нижней частью с натянутой на нее бумагой и предназначались для впитывания излишков чернил и подсушивания написанного текста.
Пресс-папье из коллекции музея изготовили в первой половине XIX столетия на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Золоченая орнаментация пресс-папье имитирует стиль Буль, который применяли при декорировании изделий из дерева в технике инкрустации.
На всех предметах этого письменного набора, в состав которого также входят две вазочки, подставка для бумаг и лоток для карандашей, имеется клеймо с монограммой императора Николая I. В николаевский период на заводе впервые начали использовать привозное сырье — французскую и английскую глину, — что позволяло добиться высокого качества изделий.
Особую популярность приобрел способ росписи фарфоровых изделий, который имитировал фактуру различных материалов: редкого камня, металла или дерева. Так появился фарфор, оформленный «под цветной камень», «под бронзу», «под золото», «под дерево», «под тисненую кожу».