Преподобный Никодим (в миру Никита) Кожеозерский, или Хозьюгский, происходил из крестьян Ростовского уезда. После кончины родителей перебравшись в Москву, он зарабатывал кузнечным ремеслом и вел жизнь благочестивого мирянина: помогал страждущим, часто посещал храмы.
Однажды на Куличках юродивый Илия приветствовал его как «Хозьюгского пустынника». Никита, вняв зову, продал имущество и явился в Чудов монастырь, где принял постриг и провел 11 лет. Почувствовав тягу к уединенному служению, он испросил благословения архимандрита Пафнутия (на тот момент митрополита Сарского) на пустынножительство.
Полтора года Никодим жил в Кожеозерском монастыре, основанном в 1560 году преподобным Серапионом. Затем построил маленькую келью в лесу на берегу реки Хозьюги и провел в ней 35 лет, молясь о мире. Посильно помогал он и братии — выращивал для обители репу и ловил рыбу. За подвижническую жизнь он удостоился от Бога дара непрестанной молитвы, прозорливости и целительства.
Житие преподобного стало известно благодаря его ученику иеромонаху Иакову; первое упоминание Никодима в святцах относится к 1640-м годам. Нетленные мощи подвижника были обретены в 1695 году, после пожара в Кожеозерской обители. От них, а также от мантии и жезла святого происходили исцеления многих недугов. Являясь во снах, святой Никодим помогал путникам, рыбакам и мореплавателям, сбившимся с пути. Кроме того, святого пустынника почитали как небесного покровителя обители.
В 1662 году житие подвижника было издано в Прологе; по данным там описаниям развилась иконография святого. Изначально его традиционно писали в рост, в монашеском одеянии — мантии и куколе, в позе моления или предстояния. Позже появились анфасные изображения. Подавляющее большинство икон преподобного, написанных в XVII–XVIII веках, происходят из Онежского и Каргопольского уездов.
Кожеозерский мужской монастырь, связанный с именем преподобного Никодима, в XVII веке входил в состав Каргопольского уезда Олонецкой губернии, в 1784 году перешел Архангельской губернии. В настоящее время он переформирован в девический и считается самым труднодоступным из действующих монастырей.