Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Монастыри Каргополья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Плоды страданий Христовых

Время создания
XVIII век
Место создания
Российская империя, Олонецкая губерния
Размер
85,6x63,4 см
Техника
холст, масло, темпера
0
Открыть в приложении
#1

В конце XVII века царский двор увлекла мода на все «латинское»; тогда же и в русской иконографии стали появляться отчетливые черты западноевропейской школы.

Источником иконографических новшеств служили главным образом гравюры, которые большими тиражами выходили на Западе и через торговцев и дипломатов попадали в Россию. Это были как отдельные листы, так и целые сборники с иллюстрациями Священного Писания.

В 1680-х годах московский мастер Василий Андреев создал оригинальную гравюру на тему Распятия и Страстей Христовых. За основу он взял гравюры, выполненные римским художником Баттистой ди Пармой, и дополнил работу рядом деталей. Андреевские оттиски пользовались популярностью и скоро стали известны за пределами Москвы.

В 1689 году сюжет повторил иконописец и гравер Соловецкого монастыря Савва Никифоров. Работа была выполнена не слишком мастеровито, но иконографию образца копировала точно. Благодаря многочисленным паломникам новый извод Распятия распространился по Русскому Северу, и на рубеже XVII–XVIII веков его уже охотно заказывали образованные горожане из купцов. Стали появляться уже не копии, а самостоятельные иконы, писанные по образцу.

Многофигурная композиция включает фигуры Спасителя, распятого на процветшем кресте, Бога Отца и Святого Духа в виде белого голубя в окружении сил небесных, а также четырех евангелистов между колоннами храма и ангелов с орудиями Страстей, помещенными в красные медальоны. Прикованный цепями дьявол держит на руках Иуду; из могил восстают мертвые в день Страшного Суда.

Аллегорический смысл несут руки, выступающие из бутонов процветших ветвей: одна держит ключи от Райских врат, другая венчает короной церковь, третья поражает дьявола, четвертая — смерть на коне.

Новаторство иконы проявилось не только в сюжете, но и в технике исполнения: вместо привычной в русской иконописи доски использован холст, наравне с темперными — масляные краски. Изображение дополняют вирши придворного стихотворца Сильвестра Медведева.

Предположительно, гравюра должна была иллюстрировать книгу, но этого так и не произошло.
#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Плоды страданий Христовых

Время создания
XVIII век
Место создания
Российская империя, Олонецкая губерния
Размер
85,6x63,4 см
Техника
холст, масло, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%