Произведения, привезенные на Север в XV–XVI веках, а также творчество приглашенных сюда художников стали основой для формирования местной иконописи. Иконы, созданные на обширных северных территориях, принято объединять термином «северные письма».
Крупные иконописные заказы выполняли приглашенные мастера. В XVI веке северные художники были еще очень зависимы от влияния мастеров крупных художественных центров. Отдаленный Север и особенно его монастыри всегда привлекали богатых вкладчиков, среди которых были русские цари, князья, бояре. В качестве образцов северные художники использовали иконы разных школ, поэтому местная живопись в ряде случаев представляет собой синтез различных направлений. Подобные шедевры иконописного искусства научился создавать Александр Борисов во время пребывания на Соловках.
Сегодня Соловецкий монастырь считается одной из самых знаменитых монашеских обителей России. Житие святых Зосимы и Савватия, продолжателей традиций русского православного подвижничества, заложенных преподобным Сергием Радонежским, повествует о построении обители, о духовных подвигах старцев, о чудесах, среди которых было много случаев спасения тех, кто терпел бедствия на море.
Преподобные Зосима и Савватий основали в 1429 году на Соловецком острове в Белом море монастырь. Память преподобного Зосимы Соловецкого отмечается 17 (30) апреля; преподобного Савватия Соловецкого — 27 сентября (10 октября).
Святые Зосима и Савватий изображаются на иконах в монашеских одеждах, часто — с панорамой обители. Причем строения, изображенные на иконах, иногда настолько точно воспроизводят реальный облик монастыря, что такие иконы можно использовать как образцы для воссоздания древних построек. Во многом благодаря иконописным изображениям удалось восстановить древний облик Спасо-Преображенского собора, который теперь наряду с другими памятниками Соловецкого монастыря внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Интересно, что в XIX веке Зосиму и Савватия почитали как покровителей пчеловодства, а в день перенесения мощей святых, 8 августа, на Севере убирали на зиму ульи.
Крупные иконописные заказы выполняли приглашенные мастера. В XVI веке северные художники были еще очень зависимы от влияния мастеров крупных художественных центров. Отдаленный Север и особенно его монастыри всегда привлекали богатых вкладчиков, среди которых были русские цари, князья, бояре. В качестве образцов северные художники использовали иконы разных школ, поэтому местная живопись в ряде случаев представляет собой синтез различных направлений. Подобные шедевры иконописного искусства научился создавать Александр Борисов во время пребывания на Соловках.
Сегодня Соловецкий монастырь считается одной из самых знаменитых монашеских обителей России. Житие святых Зосимы и Савватия, продолжателей традиций русского православного подвижничества, заложенных преподобным Сергием Радонежским, повествует о построении обители, о духовных подвигах старцев, о чудесах, среди которых было много случаев спасения тех, кто терпел бедствия на море.
Преподобные Зосима и Савватий основали в 1429 году на Соловецком острове в Белом море монастырь. Память преподобного Зосимы Соловецкого отмечается 17 (30) апреля; преподобного Савватия Соловецкого — 27 сентября (10 октября).
Святые Зосима и Савватий изображаются на иконах в монашеских одеждах, часто — с панорамой обители. Причем строения, изображенные на иконах, иногда настолько точно воспроизводят реальный облик монастыря, что такие иконы можно использовать как образцы для воссоздания древних построек. Во многом благодаря иконописным изображениям удалось восстановить древний облик Спасо-Преображенского собора, который теперь наряду с другими памятниками Соловецкого монастыря внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Интересно, что в XIX веке Зосиму и Савватия почитали как покровителей пчеловодства, а в день перенесения мощей святых, 8 августа, на Севере убирали на зиму ульи.