В коллекции Белгородского историко-краеведческого музея представлен праздничный женский костюм — паневный комплекс села Афанасьевка Бирюченского уезда Воронежской губернии (ныне Белгородской области), состоящий из юбки-паневы, черноузорной рубахи, фартука-завески, пояса, шейного украшения — грибатки, головного убора «сороки» и туфель. Неотъемлемой частью комплекса и своеобразным символом нелегкой доли замужней женщины у славянских народов была панева. Первую паневу дарила мать, и нередко это был особый обряд, символизирующий вступление девушки во взрослую жизнь.
Панева представляла собой глухую домотканую шерстяную юбку из трех полотнищ в клетку и одного черного. Название паневы зависело от ее назначения и характера вышивки. Если панева называлась «сосна», значит, вышивка ее задних полотнищ напоминала дерево, то есть стежки расходились вверх по сторонам.
В паневе было тепло, что немаловажно в холодном климате. Незамысловатая простота кроя искупалась богатым декором, который не только служил украшением, но и имел сложное символическое значение. По цвету материала и клетки можно было понять происхождение женщины. Три основных почитаемых славянами цвета — белый, черный и красный. Каждая женщина имела до 10 панев, а у искусных рукодельниц их число доходило до 20.
Частью праздничного женского костюма была рубаха из домотканого конопляного полотна с черноузорной вышивкой с геометрическим орнаментом, выполненной крестом.
Главные мотивы вышивки — ромбы, ромбы с отростками, треугольники, розетки, солярные знаки, косые кресты. Ромб — знак жизни, а значит и земли, плодородия. Разделенный на четыре части ромб — символ возделанного поля или нивы, а точка в центре квадрата — знак зерна. Вышивальщицы размещали такие символы на верхней части рукавов рубахи и на плечах, а на шерстяных паневах — вдоль бедер и голеней, стремясь этим магическим узором придать большую силу рукам и ногам. Количество узоров в композиции вышивки не слишком велико. Они повторяются, но в новых сочетаниях они воспринимаются как разные.
Непременной частью женского костюма, как праздничного, так и будничного, был передник. Его исконное назначение — оберегать женскую сущность от воздействия злых сил. В селе Афанасьевка с паневой носили короткие передники — завески.
Еще одним обязательным элементом костюма был пояс. С паневой чаще
всего носили неширокую шерстяную подпояску с рисунком в виде продольных
полос разного цвета и ширины на красном фоне. Концы праздничных
поясов украшались бахромой.