Костюм южной группы мордвы распространен на территории Инсарского, Ковылкинского, Кадошкинского, Рузаевского и части Краснослободского районов Мордовии и пограничных с ними сел Мокшанского и Наровчатского районов Пензенской области.
Издавна в этих краях наблюдалось стремление расцветить одежду, наполнить ее яркими пятнами. Для рубах использовался тончайший, хорошо отбеленный холст, а в XX веке — хлопчатобумажные ткани. Характерно появление рубах с рукавами из пестряди в красно-белую клетку, а позднее — из ситца с мелким узором. Особенно меняется цветовая гамма костюма в середине XX века. Возникают новые формы одежды из разноцветных фабричных тканей. Пластический и цветовой образ костюма дополнялся звучанием множества подвесок из бубенчиков, мелких серебряных монет, жетонов, перезвон которых сливался в характерную музыку, согласную ритмам движения человека. От длины набедренных подвесок, которые мордовка включала в свой костюм, зависела сила и тембр звука бубенцов. Костюм южной группы мордвы-мокши полностью оправдывает поговорку: «Мокшанку сначала услышишь, а потом увидишь». Мелодичный перезвон был призван защитить от злых духов.
В костюме мокшанок сложились характерные приемы в надевании и ношении многосоставного ансамбля одежды. Традиционный праздничный комплекс включает несколько рубах. В зависимости от состоятельности своей семьи, женщина могла надеть на себя три и более рубахи. Одежда свидетельствовала не только о мастерстве ее обладательницы, но и о достатке. Верхняя, самая нарядная рубаха, имела широкую вышивку на рукавах, которая проходила полосой от плеча до обшлагов. Колоритным произведением, созданным руками мокшанских женщин, предстает рубаха панар. Даже сшитая для будней, она удивляет своим кропотливым исполнением. Прежде чем сшить рубаху, мастерица вышивала ее детали. В отрезах полотнищ определялись передняя и задняя половины, их отличал тип вышивки. Все орнаментальные композиции в готовой рубахе должны были сойтись по рисунку. Верхняя рубаха ожа ки (дословный перевод — дорога рукава) — шедевр вышивального искусства.
В самобытном великолепии южного мордовского костюма соединились незаурядный народный талант, щедрое изобилие декоративных средств и верность традициям предков.
Издавна в этих краях наблюдалось стремление расцветить одежду, наполнить ее яркими пятнами. Для рубах использовался тончайший, хорошо отбеленный холст, а в XX веке — хлопчатобумажные ткани. Характерно появление рубах с рукавами из пестряди в красно-белую клетку, а позднее — из ситца с мелким узором. Особенно меняется цветовая гамма костюма в середине XX века. Возникают новые формы одежды из разноцветных фабричных тканей. Пластический и цветовой образ костюма дополнялся звучанием множества подвесок из бубенчиков, мелких серебряных монет, жетонов, перезвон которых сливался в характерную музыку, согласную ритмам движения человека. От длины набедренных подвесок, которые мордовка включала в свой костюм, зависела сила и тембр звука бубенцов. Костюм южной группы мордвы-мокши полностью оправдывает поговорку: «Мокшанку сначала услышишь, а потом увидишь». Мелодичный перезвон был призван защитить от злых духов.
В костюме мокшанок сложились характерные приемы в надевании и ношении многосоставного ансамбля одежды. Традиционный праздничный комплекс включает несколько рубах. В зависимости от состоятельности своей семьи, женщина могла надеть на себя три и более рубахи. Одежда свидетельствовала не только о мастерстве ее обладательницы, но и о достатке. Верхняя, самая нарядная рубаха, имела широкую вышивку на рукавах, которая проходила полосой от плеча до обшлагов. Колоритным произведением, созданным руками мокшанских женщин, предстает рубаха панар. Даже сшитая для будней, она удивляет своим кропотливым исполнением. Прежде чем сшить рубаху, мастерица вышивала ее детали. В отрезах полотнищ определялись передняя и задняя половины, их отличал тип вышивки. Все орнаментальные композиции в готовой рубахе должны были сойтись по рисунку. Верхняя рубаха ожа ки (дословный перевод — дорога рукава) — шедевр вышивального искусства.
В самобытном великолепии южного мордовского костюма соединились незаурядный народный талант, щедрое изобилие декоративных средств и верность традициям предков.