Национальный костюм мордвы формировался в центральной полосе европейской части России. Природно-климатические условия проживания, а также хозяйственная деятельность народа стали определяющими факторами формирования всего комплекса национального костюма. Комплекс включал в себя нательную и легкую верхнюю одежду и набор теплой межсезонной и зимней одежды.
Основой эрзянского и мокшанского костюмов была белая холщовая рубаха — панар, украшенная вышивкой. Покрой одежды, качество холста, орнаментальные мотивы и колорит вышивки позволяют определить, к какой локальной группе принадлежит находящаяся в музейном собрании народная одежда. Например, эрзянская рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставляли разрезы для ворота и на подоле для шага, в боковые швы пришивали рукава.
Представленный костюм является нарядом молодой девушки, о чем свидетельствует головной убор. Незамужние девушки заплетали волосы в одну косу и носили налобную повязку — паця коня, которая представляет собой небольшую округлую шапочку с открытым верхом.
Большую роль в создании силуэта играло своеобразное набедренное украшение — пулай (пулогай). Женщина надевала его еще девочкой-подростком в 13–14 лет и носила до самой смерти. В данном регионе пулай был особенно пышным по форме и акцентировал бедра, увеличивая их размер.
Традиционным элементом костюма этой группы являлся фартук без грудки — икельга паця. В 20-е годы ХХ века повсеместно появляется закрытый передник с рукавами — рукават.
Из украшений носили застежку-сюлгам (она скрепляла глубокий вырез рубахи и, конечно, служила оберегом), ожерелья из монет, низки бус, бисерные гайтаны. Основной цвет вышивки на рубахе — красно-коричневый. По своей фактуре она очень плотная, ковровая, рельефная. Геометрический орнамент состоит из лаконичных линий, точек, фигур.
В художественном образе праздничного костюма молодой девушки-эрзянки удивительно ярко подчеркнуто жизнеутверждающее начало. Мягкая пластика тканевых драпировок, торжественно-праздничный колорит декора создают облик цветущей, полной жизненных сил эрзянки.
Основой эрзянского и мокшанского костюмов была белая холщовая рубаха — панар, украшенная вышивкой. Покрой одежды, качество холста, орнаментальные мотивы и колорит вышивки позволяют определить, к какой локальной группе принадлежит находящаяся в музейном собрании народная одежда. Например, эрзянская рубаха сшивалась из двух полотнищ, которые перегибались пополам. В середине, по центральному шву, оставляли разрезы для ворота и на подоле для шага, в боковые швы пришивали рукава.
Представленный костюм является нарядом молодой девушки, о чем свидетельствует головной убор. Незамужние девушки заплетали волосы в одну косу и носили налобную повязку — паця коня, которая представляет собой небольшую округлую шапочку с открытым верхом.
Большую роль в создании силуэта играло своеобразное набедренное украшение — пулай (пулогай). Женщина надевала его еще девочкой-подростком в 13–14 лет и носила до самой смерти. В данном регионе пулай был особенно пышным по форме и акцентировал бедра, увеличивая их размер.
Традиционным элементом костюма этой группы являлся фартук без грудки — икельга паця. В 20-е годы ХХ века повсеместно появляется закрытый передник с рукавами — рукават.
Из украшений носили застежку-сюлгам (она скрепляла глубокий вырез рубахи и, конечно, служила оберегом), ожерелья из монет, низки бус, бисерные гайтаны. Основной цвет вышивки на рубахе — красно-коричневый. По своей фактуре она очень плотная, ковровая, рельефная. Геометрический орнамент состоит из лаконичных линий, точек, фигур.
В художественном образе праздничного костюма молодой девушки-эрзянки удивительно ярко подчеркнуто жизнеутверждающее начало. Мягкая пластика тканевых драпировок, торжественно-праздничный колорит декора создают облик цветущей, полной жизненных сил эрзянки.