Старобадиковские могильники — археологические памятники древней мордвы — были обнаружены у села Старое Бадиково Зубово-Полянского района Мордовии. II Старобадиковский могильник датируется VII — началом IX века и находится к северу от села, на левом берегу реки Вад. Археологи В.Н. Шитов и И.М. Петербургский в 1975–82 годах исследовали более 300 погребений могильника. Их находки представлены орудиями труда, предметами вооружения, украшениями, глиняными лепными сосудами. Среди украшений в захоронениях мужчин-воинов найдены крупные серебряные застежки, в женских — многочисленные височные подвески со спиралькой и бипирамидальным грузиком. В погребениях археологи находили и привозные вещи, к которым относятся представленные в экспозиции бронзовая застежка, украшенная красной эмалью, поясная пряжка с изображением крылатого хищного животного.
Серьги, накосники-пулокери, сюлгамы, бусы — именно по этим находкам археологи определяли древнемордовскую принадлежность захоронения. Важнейшим этническим признаком мордовских памятников является височная подвеска в виде стерженька с бипирамидальным грузиком на нижнем конце и горизонтальной спиралькой на верхнем конце. Подобные височные подвески с грузиком были составной частью женского наряда у северных и южных мордовских племен. Такие подвески бытовали в древнемордовском костюме почти тысячу лет.
За длительный период I тысячелетия облик материальной культуры мордовских племен сильно изменился. Ко второй половине этого тысячелетия выработались более или менее однообразные черты в материальной культуре мордвы. Отдельные черты, характеризующие мокшу и эрзю, начинают прослеживаться в конце этого периода. Археологические материалы подтверждают мысль о том, что лишь с середины I тысячелетия нашей эры намечается деление единой мордовской родо-племенной общности на мокшу и эрзю. Полное разделение произошло, по-видимому, в начале II тысячелетия.
Каждая эпоха оставила на украшениях отпечаток своих эстетических представлений и технического совершенства, вследствие чего найденные артефакты являются ценными источниками информации для изучения истории мордовского народа. В музейном собрании представлены материалы II Журавкинского, II Старобадиковского и Шокшинского могильников.
Серьги, накосники-пулокери, сюлгамы, бусы — именно по этим находкам археологи определяли древнемордовскую принадлежность захоронения. Важнейшим этническим признаком мордовских памятников является височная подвеска в виде стерженька с бипирамидальным грузиком на нижнем конце и горизонтальной спиралькой на верхнем конце. Подобные височные подвески с грузиком были составной частью женского наряда у северных и южных мордовских племен. Такие подвески бытовали в древнемордовском костюме почти тысячу лет.
За длительный период I тысячелетия облик материальной культуры мордовских племен сильно изменился. Ко второй половине этого тысячелетия выработались более или менее однообразные черты в материальной культуре мордвы. Отдельные черты, характеризующие мокшу и эрзю, начинают прослеживаться в конце этого периода. Археологические материалы подтверждают мысль о том, что лишь с середины I тысячелетия нашей эры намечается деление единой мордовской родо-племенной общности на мокшу и эрзю. Полное разделение произошло, по-видимому, в начале II тысячелетия.
Каждая эпоха оставила на украшениях отпечаток своих эстетических представлений и технического совершенства, вследствие чего найденные артефакты являются ценными источниками информации для изучения истории мордовского народа. В музейном собрании представлены материалы II Журавкинского, II Старобадиковского и Шокшинского могильников.