Костюм состоит из рубахи, распашной поневы (поясной одежды), передника-занавески с рукавами, сложносоставного головного убора «сороки» и бисерных украшений. Ткань почти для всех предметов одежды изготавливали в домашних условиях на обычных крестьянских станках, а сырьем служили шерстяные, конопляные и льняные нити, получаемые в собственном хозяйстве. Украшением белой домотканины, повышающим ее ценность в глазах крестьян, являлись вводимые в процессе тканья красные или белые покупные нити бумаги (хлопка), которые нередко становились основой для браных и закладных узоров, состоявших из геометрических или стилизованных растительных фигур. Разноцветная клетка на черном или темно-синем фоне отличала шерстяную поясную одежду женщин южнорусских губерний. Эта одежда носит название понева и была принадлежностью исключительно женского костюма. В основе сложного головного убора «кичка» — холщовая мягкая шапочка с простеганной налобной частью, задававшей форму всему убору. Передняя и задняя части головного убора обильно украшены шитьем металлической нитью, бисером, блестками, шелковыми шнурами и лентами. Дополняют костюм разноцветные бисерные украшения с геометрическим орнаментом — ожерелье и цепочка, на которую подвешивали медный крестик. К цепочке могли прикрепить наспинные украшения — такие же плетенные из шерсти и бисера полосы, к концам которых привязывали кисточки из яркой покупной шерсти.
Праздничные костюмы молодой женщины, недавно вышедшей замуж, состояли из наиболее ярких и украшенных предметов одежды. Их изготавливали из высококачественной домотканины и дополняли фабричными тканями, тесьмой и лентами, купленными на ярмарках, что стоило довольно дорого, поэтому не каждая крестьянская семья могла себе это позволить. Известны случаи заклада какого-либо семейного имущества с целью приобретения для молодой женщины всего самого лучшего.
Чтобы подчеркнуть красоту и молодость женщины, орнаментальные мотивы тканей и одежды изобиловали контрастными цветами, среди которых, конечно, выделялся красный. Кроме цветовой гаммы, орнамент костюма молодой женщины отличался высокой степенью плотности узора и насыщенностью, которые, как правило, не встречались в одежде женщин других возрастов и статусов. Наиболее праздничный вариант костюма женщины надевали на второй день свадьбы и на самые важные праздники своей деревни и семьи. С появлением детей женщины переставали носить самую лучшую одежду, передавая ее младшим родственницам, вступившим в пору расцвета.
Праздничные костюмы молодой женщины, недавно вышедшей замуж, состояли из наиболее ярких и украшенных предметов одежды. Их изготавливали из высококачественной домотканины и дополняли фабричными тканями, тесьмой и лентами, купленными на ярмарках, что стоило довольно дорого, поэтому не каждая крестьянская семья могла себе это позволить. Известны случаи заклада какого-либо семейного имущества с целью приобретения для молодой женщины всего самого лучшего.
Чтобы подчеркнуть красоту и молодость женщины, орнаментальные мотивы тканей и одежды изобиловали контрастными цветами, среди которых, конечно, выделялся красный. Кроме цветовой гаммы, орнамент костюма молодой женщины отличался высокой степенью плотности узора и насыщенностью, которые, как правило, не встречались в одежде женщин других возрастов и статусов. Наиболее праздничный вариант костюма женщины надевали на второй день свадьбы и на самые важные праздники своей деревни и семьи. С появлением детей женщины переставали носить самую лучшую одежду, передавая ее младшим родственницам, вступившим в пору расцвета.