Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Суровая красота Поморья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Повойник

Время создания
XIX век
Место создания
Мурманская обл., Кандалакшский р-он, с. Ковда
Размер
8,5x16x13,5 см
размер — 46
Техника
ткань, золотное шитье
1
Открыть в приложении
#2

Завершал обычно наряд русской женщины сложный, красочный головной убор. В XVII столетии сохранились те же древние типы головных уборов и обычаи, связанные с ними. Женский головной убор оказался наиболее традиционным элементом в костюме и сохранялся в крестьянской среде вплоть до конца ХIХ века. По конструкции головные уборы подразделялись на две группы: открытые — девичьи и закрывающие волосы — женские. В художественном оформлении головных уборов в течение XV–XVI столетий происходят значительные изменения, исчезают металлические элементы в их оформлении, их место занимает вышивка золотной или серебряной нитью, жемчугом, драгоценными камнями. Женские головные уборы продолжают сохранять языческую символику, которая постепенно превращалась в красивые узоры. В основе орнаментальных композиций головных уборов все те же ромбы, кресты, розетки, которые «за века развития городской художественной культуры потеряли свои ясные первоначальные очертания, „проросли“ многочисленными отростками, завитками, листьями. Но это те же архаические символы, символы бога солнца и великой богини Земли, корни которых уходят в древнейшую эпоху и связываются с аграрными магическими культами».

#4
Повойник
#3

Девичьим головным убором был венчик — полоса ткани, которая имела различные названия в зависимости от орнаментации. Перевязка — шелковая или парчовая лента, «чело», «челка» — перевязка.

Женские головные уборы были еще более сложными по составу и многообразными по форме. Исследователи называют следующие золотным или жемчужным шитьем на лбу. «Венец» или «венок» — лента, украшенная орнаментом по всей окружности. головные уборы, существовавшие в этот период: подбрусник или повойник, кика или кичка, сорока и кокошник.

Повойник — будничный головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывавшей волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Это один из старинных головных уборов на Руси.
#1

Был известен еще в XIII–XVII веках как под своим названием, так и под термином «подубрусник». Повойник, изготавливавшийся из цветной материи, был нижним головным убором. Он всегда прикрывался сверху убрусом. В одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось. В XVIII–XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, — нижним головным убором. Он надевался под сороку, кокошник, наметку. 

Во второй половине XIX века повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор. Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотой вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блестками и т. п. 

Повойники шились обычно с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся на затылке. Довольно широко встречались также повойники, изготовленные из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками, затягивавшейся на затылке на тесемку.

Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни.

Способы повязывания платка были различны и зависели от местной традиции. Первый способ: платок складывали по диагонали или по периметру вдвое, надевали на голову таким образом, что была видна часть очелья, и закалывали или завязывали под подбородком. Второй способ: платок складывали по диагонали несколько раз так, что получалась лента. Его укладывали по очелью, перекрещивали на затылке, закладывали по бокам или завязывали бантом на темени.

Первый способ был более распространен в северных и центральных губерниях Европейской России и в Сибири. Второй более характерен для русских крестьян южных губерний Европейской России.
читать дальшескрыть

Повойник

Время создания
XIX век
Место создания
Мурманская обл., Кандалакшский р-он, с. Ковда
Размер
8,5x16x13,5 см
размер — 46
Техника
ткань, золотное шитье
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%