Шрифт
Цвет
Графика
Музей истории города Кандалакша

Суровая красота Поморья

архив
Постоянная экспозиция
#2

Народная одежда изготовлялась вручную из льняного и хлопчатобумажного домотканого полотна и шерсти. Нити для домотканого холста тоже производили в домашних хозяйствах. Прядение шерсти или льна относилось к числу важнейших ремесел, необходимых для обеспечения благосостояния всей семьи.

Значение прядения было так велико, что оно с древности, так же, как и ткачество, являлось символом именно женского труда. Мужчины никогда не занимались таким ответственным занятием как прядение, поскольку прикосновение мужчины к веретену, по народным поверьям, могло лишить его силы и удачи.
#3

Пряхи имели даже своих святых покровителей — в древности это была языческая богиня-пряха Мокошь — женское божество древнерусского пантеона, а позже — св. Параскева Пятница — покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения. Обе они являлись защитницами женщин, покровительницами дома и женских занятий.


Так повелось с давних пор, что жизнь женщины с раннего детства и до самой старости была связана с прядением. Уже с 5-6 лет девочку начинали учить прясть, в начале доверив ей спрясть только нитку из грубой шерсти или очесов. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.

#4
Прядение — работа трудоемкая и однообразная. Вековая мудрость людей научила выполнять ее сообща и связала прядение и прялки с традициями и обрядами, имевшими прямое отношение и к праздникам, и к предсвадебным событиям.


Работали девушки и женщины в осенне-зимнее время: в период осеннего поста, отдельные работы продолжались до Масленицы. Они собирались вечерами в просторной избе для совместной работы, которая называлась «посиделками», или «беседами», где девушка показывала свое мастерство пряхи. Посиделки еще называли «смотром невест». На них приходили и парни. Они должны были просить разрешения войти, что называлось «проситься за прялку». Чтобы получить «прялочное место», парень выкупал прялку и садился на колени к девушке. Пересесть на скамью разрешалось «выкупом» прялки, веретена, кудели, пряжи. Если девушка отказывала в выкупе (поцелуе), то парень путал пряжу или кудель, ломал веретено или прялочный гребень.
#5

Прялке отводилась важная роль — она определяла индивидуальное девичье место, чужое место занимать было нельзя. Наиболее интересными являются праздничные прялки, которые создавались для участия девушек в зимних посиделках (попрядухах). К посиделкам отец по обычаю покупал и дарил дочери, достигшей возраста невесты, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста. Мастера по дереву старались раскрасить прялку или декорировать резьбой, чтобы придать ей неповторимый вид. В темной избе, освещенной лишь светом лучины или лампы, куда девушки приходили с работой, яркая расписная прялка привлекала к девушке внимание. Дарение прялок сопровождалось выражением девушке-невесте родительского благословения и добрых пожеланий, содержание которых вкладывалось в форму и украшение прялки резьбой и изображениями.

#1
Прядением, как правило, занимались девушки. Но и после выхода замуж женщина не расставалась с прялкой и не переставала прясть, хотя по статусу молодицы как бы теряла свое значение пряхи, она становилась непряха. Для молодой замужней женщины главным становилось уже ткачество.

С прялками связано немало народных примет и поверий. Например, плохой приметой считалось дать чужому человеку пользоваться личной прялкой, которая имела подпись. Прядение надо было закончить до Рождества, а на Рождество спрятать прялку в чулан.

#6

Прялка была важной составляющей русского быта. Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. Позже появились самопрялки.

читать дальшескрыть
Музей истории города Кандалакша
Телефон
+7 (81533) 9-44-07
Официальный сайт
https://museum-kanda.ru/
Адрес
Россия, Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Первомайская, д. 40
Посмотреть на карте
Дополнительная информация
Режим работы: Вторник — суббота: 10:00–18:00 Перерыв: 14:00–15:00 Воскресенье, понедельник — выходной
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%
%title%
%title%%type%