Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От пустоши до наукограда»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Флакон парфюмерный

Время создания
начало XX века
Место создания
Фабрика «Брокар и К»
Размер
13x5x2,5 см
Техника
стекло, литье
0
Открыть в приложении
#2
На парфюмерном флаконе. хранящемся в МУК «Музейно-выставочный центр», мы видим надпись «Брокар и К». Предположительно это одеколон «Цветочный»

В 1861 году в Москву приезжает молодой француз Анри Брокар. В Москве Андрей Афанасьевич (так по-московски порой величали уроженца Франции, сына парижского лавочника Атанаса Брокара) прожил 39 лет — с 1861 года почти до самой смерти в 1899 году. Именно здесь он добился фантастической популярности и стал одним из самых удачливых предпринимателей пореформенной России.


Обосновавшись в России, Анри Брокар около полутора лет проработал наёмным технологом в представительстве одной из французских парфюмерных фирм и изобрел новый способ изготовления концентрата духов. Это было очень перспективное открытие, сулившее автору солидные премиальные. Но он совершил непостижимый для коллег поступок — продал изобретение парфюмерной компании «Рур Бертран» за 25 тысяч франков и на вырученные средства, да с секретами от отца и деда, открыл мыловаренную фабрику в Москве. Так Брокар нашел свою рыночную нишу.


Фабрика 25-летнего коммерсанта Анри Брокара открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве. Впрочем, фабрика — громко сказано. Под производственные нужды было спешно подготовлено помещение бывших конюшен. И первые партии мыла выходили из стен, пропахших конским навозом. Сам хозяин непосредственно руководил технологическим процессом и не боялся испачкать руки (сказались уроки американского бизнеса). Кроме него в варке мыла участвовали еще двое — ученик Алексей Бурдиков, будущий известный мастер, и рабочий Герасим.


Детище Брокара выпускало поначалу до 60 кусков мыла в день. Сохранились фамилии первых покупателей — купцов Смирнова, Дунаева и Дамтина. Но как ни старался новоиспеченный фабрикант, мыло спросом не пользовалось. Выручка составляла два-три рубля. Что делать? В дело вмешалась Шарлотта. На примере своей приятельницы Долли она знала, что аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции. Значит, решает жена парфюмера, будем ориентироваться на простых людей. Но вот беда — они вовсе не берут мыла. И тогда Шарлотта придумывает рекламно-маркетинговый ход: она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, а для детей постарше — с буквами алфавита! По свидетельствам очевидцев, многие юные москвичи выучились читать по «азбуке Брокара».


Довольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны для растущего бизнеса. Брокар перенес производство сначала на Зубовский бульвар, затем на Пресню. А в 1869 году за Серпуховской заставой открылась специально построенная фабрика для выпуска косметической и парфюмерной продукции. Душистый товар там производят и по сей день. Сейчас это хорошо известное в стране АО «Новая заря».

 

Успех брокаровского начинания был фантастическим. Оптовики дневали и ночевали около ворот фабрики, стремясь быстрее заказать новую партию мыла, шампуня или помады (эту продукцию Анри Афанасьевич также начал производить для широких покупательских масс). Продукция московской фабрики начала завоевывать общероссийский рынок. Неудивительно, что появились подделки. Брокар быстро придумал, как с ними бороться, введя особую этикетку для всех видов своих товаров. Это был первый случай использования маркировки в России.


Уже в 70-е годы Анри Брокар задумался о расширении своего бизнеса. В его мыслях все четче вырисовывался проект выпуска духов и одеколона. Это был качественно иной бизнес. Обеспеченные покупатели давно уже привыкли к иностранной продукции, а простолюдинам одеколон был не по карману. Нужно было решить две задачи: снизить себестоимость производства и оттеснить иностранных конкурентов, придумав какую-то необычную акцию. С первой задачей Брокар справился довольно легко, использовав полученные в США знания по модернизации технологического процесса

Еще один эффектный прием принес Анри Брокару массу новых покупателей. Ему стало известно, что в Москву прибывает дочь императора Александра II, великая княгиня и герцогиня Эдинбургская Мария. Брокар не без труда пробился на прием в Большом Кремлевском дворце и преподнес аристократке необычный подарок. Изготовленный на его предприятии букет нарциссов, роз и фиалок был неживым. Все детали — лепестки, стебли, цветки — оказались сделаны из воска и украшены драгоценностями. Но восковый букет источал тонкое благоухание. Фиалки пахли фиалками, розы — розами, а нарциссы, как нетрудно догадаться, — нарциссами. Свое ноу-хау промышленник так и не раскрыл. Да и не нужно это было. Мария Александровна была чрезвычайно тронута подарком. Через небольшой промежуток времени Анри Брокар стал официальным поставщиком двора герцогини Эдинбургской, позднее — российского императорского дома и испанского королевского двора.

 

В 1869 году предприятие Брокара превратилось в мощную фабрику: котлы, машины. Начинается выпуск «Румяной» помады и пудры «Лебяжий пух».

 

В 1872 году на Никольской улице пышно открывается первый фирменный магазин Брокаров.
Тем временем производство продолжало расширяться: Шарлотта Андреевна с увлечением занимается обустройством двух новых зданий. Но этого ей мало — нужен второй магазин, и по настоянию жены в 1887 году Душистый Анри, как его прозвали, открывает еще один магазин в Китай-городе на Биржевой площади. К открытию Шарлотта придумала сюрприз-новинку: мыло, помада, духи, одеколон, саше, крем — всего десять изделий в одной коробке. А главное — фантастическая цена в один рубль. Подогретая рекламой публика чуть не снесла только что открывшийся магазин. До приезда полиции было продано две тысячи наборов! Но настоящая слава обрушилась на дом Брокаров, когда Анри Афанасьевич изобрел одеколон «Цветочный».

Сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г.) стал фонтан, который бил в центре павильона. Его струи испускали необычный аромат. Анри Брокар, вложив в создание фонтана немалые деньги, не прогадал. Его новая продукция — одеколон «Цветочный» — была презентована чрезвычайно эффектным и эффективным способом. Струи одеколона, образно говоря, промыли мозги потенциальным потребителям. Газеты того времени много писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные окунали в фонтан пиджаки. Выставка закончила работу, а по Москве еще долго бродили, благоухая «Цветочным», магазинные приказчики, средние и мелкие чиновники, купцы и ремесленники — основной контингент потребителей продукции Брокара.

С помощью этой необычной акции одеколон «Цветочный» быстро завоевал Москву, а впоследствии и Россию. Газеты того времени писали о фонтане, как о чуде из сказки о царе Салтане! Вслед за «Цветочным» последовали другие марки.

Он привлекал всеобщее внимание, тянул к себе как магнит, и люди снимали с себя верхнюю одежду, чтобы окунуть ее в ароматные воды. Дело опять дошло до конной полиции, но стражам порядка было не до людей — они сами норовили попробовать новинку.

Анри Брокар умер в Каннах в декабре 1899 года.

«Товарищество Брокар и К» с оборотом в два с половиной миллиона рублей перешло вдове Шарлотте Андреевне. А в 1913 году соратник Брокара парфюмер Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи «Любимый букет императрицы», от которых, кстати, пришла в восторг не только царская семья. Духам суждена была долгая жизнь, и до нас они дошли уже под названием «Красная Москва», но первый в России профессиональный директор по маркетингу и рекламе Шарлотта Брокар не дожила до этого. Не узнала она и того, что семейное детище национализировали и назвали «Новая заря». И только бюсты мужа и жены Брокаров скульптора Анны Семеновны Голубкиной красуются в Третьяковской галерее, увековечивая память об этих замечательных людях.

После революции и во время Гражданской войны потребность в духах резко упала, поэтому парфюмерные фабрики ничего, кроме мыла, не выпускали. К тому же столицу перевели в Москву, и чтобы печатать деньги здесь, на территории бывшей фабрики Брокара разместили предприятие «Госзнак».
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Флакон парфюмерный

Время создания
начало XX века
Место создания
Фабрика «Брокар и К»
Размер
13x5x2,5 см
Техника
стекло, литье
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%