В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха представлен киот дзуси с божеством Айдзэн Мёо — Пресветлым Государем Любви. Экспонат входит в раздел «Искусство народов Востока».
Такого рода предмет — культовый буддийский аксессуар. Черный лаковый футляр с двумя распашными позолоченными створками на бронзовой петельке вырезан из дерева. Он представляет собой миниатюрное воспроизведение главного алтаря в храме, его могли размещать на домашнем алтаре или использовать во время путешествий. Внутри на пятиступенчатом пьедестале — золотая черепаха — символ космического порядка. Она поддерживает красный лотосовый трон, на котором восседает краснотелая фигура божества любви Айдзэн Мёо.
Мёо — гневное воплощение одного из будд (Вайрочаны), который борется с неверием, врагами буддизма. У него квадратное гневное лицо, круглые глаза навыкат, мясистый нос и приоткрытый рот с хищными острыми клыками, волосы вздыблены, на голове — лик льва, за спиной — мандорла — огненная аура (огонь рассеивает тьму и является знаком абсолютного всеведения). В правой руке держит ваджру (молния) — символ прочности, в левой — колокольчик, вместе они означают единство мудрости и метода, мужского и женского начал. В остальных руках — красный цветок — лотос любви и сострадания; лук и стрелы — символы любви (не сохранились). Айдзэн Мёо (рагараджа) — покровитель любви и брака, воплощающий в себе величайшее милосердие. Он подавляет вожделение и алчность, трансформируя их в положительную энергию, препятствует невежеству и злым силам, не дающим человеку идти по пути Просветления.
Статуэтка реалистична, вырезана с большим мастерством и вниманием
к каждой миниатюрной детали. Лаковые миниатюрные киоты дзуси — типичные
образцы культового искусства Японии. Музейный экспонат выполнен традиционным
методом: вырезан из дерева, окрашен с наружной стороны черным лаком
и покрыт золотом. Чем больше наносили лака, тем прочнее и дороже
становилось изделие. Мастерские по изготовлению фигур божеств всегда
существовали при больших храмах. Круг философских воззрений мастеров Востока,
владевших самыми различными видами художественных ремесел, находит яркое воплощение
в технике изготовления предметов культа.