Струнный смычковый инструмент. Корпус в форме гирлянды. Дека, дно, обечайки и колковый ящик из волнистого клена, окрашенного в черно-коричневый цвет. На окончании завитка колкового ящика — накладка из перламутра с рельефной резьбой в виде расходящихся лепестков цветка. Гриф и струнодержатель фанерованы чёрным деревом. 4 колка из слоновой кости. Отдельная пластина из клена (по конфигурации корпуса) образует с корпусом полость для веера. Веер из пергамента; расписан цветами. 4 кишечные струны.
Пошетта с веером
Время создания
XVIII в.
Место создания
Франция
Размер
37,6х6,2х3,1 см
Техника
фанеровка, перламутр, дерево, пергамент, кишечные струны, слоновая кость, роспись, резьба
Коллекция
13
Открыть в приложении#1
Неизвестный мастер
Пошетта («с веером»)
#2
#3
Пошетты из коллекции музея
Название этого инструмента происходит от французского слова «poche» — карман. Есть и другие названия: скрипка танцмейстера, кит, сурдина.
Пошетта возникла в XVI в. как ответвление скрипичного семейства.
Пошетта возникла в XVI в. как ответвление скрипичного семейства.
#9
Первоначально пошета представляла собой 3-струнный инструмент, впоследствии стала 4-струнным и приобрела самые разнообразные формы.
#7
Миниатюрные формы инструментов делали их удобными в работе учителей танцев, дававших по несколько уроков в разных домах. Танцмейстер наигрывал мелодии, под которые учениками разучивались танцевальные фигуры. Специального репертуара для этих инструментов не существовало. О том, насколько ходовой была профессия учителя танцев, говорит следующий факт: в 1612 г. только в Париже проживало свыше 300 высококвалифицированных танцмейстеров.
#10
Следовательно, была необходимость и в изготовлении пошетт. Создателями этих миниатюрных инструментов были известные скрипичные европейские мастера. Их формы и конструкция отличаются большим разнообразием. Существуют пошетты, представляющие собой миниатюрные скрипки, гитары, лодочки. Есть пошетты в виде дамских вееров, тростей.
#5
Инструменты богато украшены накладками и вставками из кости, черепахи, перламутра, ценных пород дерева, их головки имеют изысканные фигурные формы.
В музейной коллекции насчитывается 35 экспонатов XVII–XIX вв.
В музейной коллекции насчитывается 35 экспонатов XVII–XIX вв.
#11
Инструменты отреставрированы, их звучание можно услышать в музейных концертах.
#12
Пошетты делались очень разными по форме. Их корпус мог напоминать плечевую лиру, виолу, скрипку. Общими для всех пошетт всегда оставались маленькие размеры и узкий корпус. Особого качества звучания от пошетт не требовалось, и чаще всего их делали безвестные мастера. Но сохранилась, например, пошетта работы Антонио Страдивари.
Пошетты очень редко вырывались за пределы отведенной им роли — быть помощниками учителя танцев. Лишь в единичных случаях они входили в оркестр или попадали на сцену как солирующий инструмент.
Лет двести назад преподаватели танцев перестали делать два дела сразу — теперь танцевальную музыку на уроках исполняли специально приглашаемые музыканты. Сама собой отпала надобность и в пошеттах. Они исчезли, и лишь отдельные экземпляры заняли свое место в музеях.
Пошетты очень редко вырывались за пределы отведенной им роли — быть помощниками учителя танцев. Лишь в единичных случаях они входили в оркестр или попадали на сцену как солирующий инструмент.
Лет двести назад преподаватели танцев перестали делать два дела сразу — теперь танцевальную музыку на уроках исполняли специально приглашаемые музыканты. Сама собой отпала надобность и в пошеттах. Они исчезли, и лишь отдельные экземпляры заняли свое место в музеях.
Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов
#6
Веер с обеих сторон
#8
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Пошетта с веером
Время создания
XVIII в.
Место создания
Франция
Размер
37,6х6,2х3,1 см
Техника
фанеровка, перламутр, дерево, пергамент, кишечные струны, слоновая кость, роспись, резьба
Коллекция
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться