4-струнный смычковый инструмент. Полая внутри трость из красного дерева является корпусом скрипки. Дека из целого куска ели (или сосны). 2 резонаторных отверстия в форме «пламени» и 1 круглое. 4 железных конусных колка на латунном кронштейне. Гриф, порожек и струнодержатель — из чёрного дерева. Смычок вкладывается внутрь корпуса в отверстие под ручкой. Имеются 2 струны: 1 кишечная, 1 навитая.
Трость-пошетта
Время создания
Начало XIX в.
Место создания
Германия (?)
Размер
90,5х17х4,6 см
Техника
дерево, кишечные струны, металл
Коллекция
22
Открыть в приложении#1
Неизвестный мастер
Трость-пошетта
#2
#9
Когда-то учителя танцев сами же во время уроков наигрывали на смычковом инструменте танцевальные мелодии. Такое совмещение было не совсем удобно: когда учитель проигрывал уже усвоенную учениками часть танца и нужно было показывать новые движения, инструмент приходилось откладывать в сторону. И так много раз в течение урока. Нередко педагог демонстрировал очередные па, не выпуская инструмента из рук, но тогда он мешал, сковывал движения.
Выход был найден: мастера начали изготовлять для учителей танцев маленькие смычковые инструменты длиной всего в тридцать пять сантиметров, иногда и меньше, вдобавок корпус стали делать очень узким. Такой инструмент можно было легко сунуть в карман и так же легко вынуть из него, особенно если этот карман специально делался чуть больше обычного. Над названием для любопытной новинки долго задумываться не пришлось. Ее нарекли пошеттой — с французского это слово переводится как «карманная».
Выход был найден: мастера начали изготовлять для учителей танцев маленькие смычковые инструменты длиной всего в тридцать пять сантиметров, иногда и меньше, вдобавок корпус стали делать очень узким. Такой инструмент можно было легко сунуть в карман и так же легко вынуть из него, особенно если этот карман специально делался чуть больше обычного. Над названием для любопытной новинки долго задумываться не пришлось. Ее нарекли пошеттой — с французского это слово переводится как «карманная».
Газарян С. В мире музыкальных инструментов
#3
Пошетты из коллекции музея
Пошетта возникла в XVI в. как ответвление скрипичного семейства. Первоначально представляла собой 3-струнный инструмент, впоследствии стала 4-струнным и приобрела самые разнообразные формы.
#6
Миниатюрные формы инструментов делали их удобными в работе учителей танцев, дававших по несколько уроков в разных домах. Танцмейстер наигрывал мелодии, под которые учениками разучивались танцевальные фигуры. Специального репертуара для этих инструментов не существовало. О том, насколько ходовой была профессия учителя танцев, говорит следующий факт: в 1612 г. только в Париже проживало свыше 300 высококвалифицированных танцмейстеров. Следовательно, была необходимость и в изготовлении пошетт. Создателями этих миниатюрных инструментов были известные скрипичные европейские мастера. Их формы и конструкция отличаются большим разнообразием.
#4
Существуют пошетты, представляющие собой миниатюрные скрипки, гитары, лодочки. Есть пошетты в виде дамских вееров, тростей. Инструменты богато украшены накладками и вставками из кости, черепахи, перламутра, ценных пород дерева, их головки имеют изысканные фигурные формы.
Трость-пошетта в разобранном виде
#8
В музейной коллекции насчитывается 35 экспонатов XVII–XIX вв. Инструменты отреставрированы, их звучание можно услышать в музейных концертах.
#5
#7
СПбГМТиМИ
читать дальшескрыть
Трость-пошетта
Время создания
Начало XIX в.
Место создания
Германия (?)
Размер
90,5х17х4,6 см
Техника
дерево, кишечные струны, металл
Коллекция
22
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться