Офортное творчество Антониса Ван Дейка связано с портретным жанром, точнее с осуществлением уникального замысла «Иконографии». Задуманная как галерея гравированных портретов прославленных современников, она в первом полном издании, предпринятом в 1645 году антверпенским издателем Гиллисом Хендрисом, содержала более ста изображений, а в последующих выпусках их количество все возрастало. Наряду с коронованными особами и выдающимися полководцами эта коллекция включала портреты художников, ученых, гуманистов, причем именно они составили первую серию портретов, открывающую издание.
Работа над «Иконографией» приходится в основном на время пребывания Ван Дейка в Антверпене в 1627–1632 годах, но вплоть до 1636 года число портретов продолжало пополняться. Художник делал подготовительные рисунки (часто с натуры), по которым гравюры исполняли мастера рубеновской школы, виртуозы резца Лукас Ворстерман, Пауль Понтиус, Схелте Болсверт; в поздние издания «Иконографии» включались и гравюры с живописных портретов художника. Для пятнадцати портретов Ван Дейк собственноручно выполнил эскизы в офорте, которые затем должны были довести до конца профессиональные резчики. В этом, как и в двух последующих офортах, показаны оттиски тех состояний, в каких они были оставлены Ван Дейком. Одежда, данная только намеком, сочетается в них с законченной проработкой лица. Портретные характеристики обладают емкостью и сжатостью формулы.
Иоанн (Ян) Брейгель старший (Брюссель, 1568–1625, Антверпен). Сын великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, прозванного «Мужицкий». Учился в Антверпене у художника П. Гуткинда. В юности был в Кельне, затем в 1590 году совершил путешествие в Италию (Неаполь, Рим и Милан). С 1596 года — в Антверпене, придворный художник испанских наместников. Прославился как выдающийся пейзажист. В самобытном творчестве художника соединились достижения итальянского искусства, и получила дальнейшее развитие национальная традиция пейзажа. За нежный и изысканный колорит своих картин получил прозвище «Бархатный». Сотрудничал с П. Рубенсом. Ян Брейгель оказал влияние на целую плеяду замечательных художников — П. Брила, Й. Де Момпера, И. Роттенхамера и других.
Его сын Ян Младший обучался в мастерской Хендрика Ван Балена вместе с молодым Ван Дейком. Ван Дейк несколько раз изображал Яна Брейгеля Старшего. Один из этих портретов, датируемый 1628–1632 годами, хранящийся в Старой Пинакотеке Мюнхена, послужил оригиналом для офорта, о чем свидетельствует одинаковая поза Брейгеля на портрете и гравюре Ван Дейка.