«Портрет женщины в чепце» принадлежит кисти неизвестного художника первой половины XIX века и стилистически соответствует сложившемуся еще в XVIII веке традиционному типу неофициального камерного портрета со своими принципами и приемами изображения.
Наряду с произведениями выдающихся, известных и малоизвестных русских портретистов в истории искусства сохранились произведения безымянных авторов. Сегодня они входят в состав коллекций различных музеев России. За строчкой «неизвестный художник», как правило, скрывается фамилия крепостного художника или скромного в материальных запросах и авторских амбициях провинциального художника, выполнявшего заказные портреты для дворянских и купеческих домов.
Для такого рода портретов в XX веке придумали термин «провинциальный».
Композиция и живописная манера представленного образа женщины в чепце отсылают к классическому типу портрета, с элементами традиций парсуны XVIII века: фон носит несколько плоскостный, «иконный» характер, из которого «выступает» фигура. В основе художественного видения мастера преобладают натурные наблюдения, детали изображения тщательно проработаны.
Некоторые элементы костюма указывают на социальный статус изображаемой: в России замужество в конце XVIII — начале XIX века сопровождалось некоторыми изменениями в гардеробе. Фрейлина императриц Елизаветы и Марии Фёдоровны Мария Аполлоновна Волкова писала: «У матушек страсть выдавать замуж дочерей, хорошо ли, худо ли — лишь бы только пристроить, а дочки всячески стараются надеть чепец, что зачастую дорого им обходится». Таким образом, чепец становится в определенной степени символом нового положения женщины в обществе — замужней дамы.
Автором этого портрета мог быть как столичный, так и провинциальный художник. Портретируемая могла быть и жительницей столицы, и провинциальной модницей дворянского или купеческого сословия.
Колористическое решение портрета строится на сочетании темно-оливковых и коричнево-охристых тонов.
Развитие дворянской культуры с ее традицией заказных портретов
для официальных и фамильных галерей укрепило жизненность этого типа
портрета, связанного с изображением высокопоставленных лиц дворянской
и чиновной аристократии в первой четверти XIX века.