Романтизм не только обогатил портретный жанр новыми формами, но и повлиял на содержание многочисленных безымянных портретов, стилистически вобравших в себя многие черты этого направления.
Произведение неизвестного художника относится к типу камерного портрета. Как правило, камерный портрет мог быть выполнен на заказ, а мог быть написан художником по собственному желанию. На таких портретах были запечатлены и влиятельные особы, и творческие личности, а позднее и простолюдины.
Представления о человеке как свободной личности, не ограниченной сословной принадлежностью и социальными рамками, воплотились в портрете первой трети XIX века. Эти представления связаны с утверждением стилистики романтизма, с его новыми задачами в решении портретного образа.
Модель — представитель дворянства, один из тех людей, образы которых занимали важное место в портретах того времени и были близки в своих характеристиках к определенному этическому и эстетическому идеалу, выдвинутому эпохой романтизма.
Традиционный тип погрудного изображения, лишенного аксессуаров и интерьерного окружения, в «Портрете молодого человека в черном галстуке» отмечен и чертами нового в его композиционном построении: фигура передана на светлом нейтральном фоне в легком смещении от центра, голова слегка откинута назад. Малый формат портрета предполагает сокращение дистанции между зрителем и моделью, его подлинную интимность.
Композиция и колорит портрета выделяют лицо как главную часть изображения. Этому не мешает и тщательная детализация костюма портретируемого. Горделивая осанка, изображение костюма придают портрету черты репрезентативности. Модный для 1830-х годов черный фрак, нарядный белый жилет, ювелирной работы пуговицы говорят о статусе изображенного на портрете человека.
В то же время подчеркнуто бледный высокий лоб, развевающиеся волосы говорят о возможной принадлежности героя к интеллектуальной среде, а черный фрак своим траурным цветом напоминает о популярной в то время среди интеллектуалов идее романтизации конечности жизни.
Важным элементом в целом становится отсутствие контакта изображенного лица со зрителем, намечающее конфликтный характер отношений внутреннего мира личности и окружающей ее реальности.
Портрет лишен атрибутики, которая могла бы помочь исследователю
и зрителю полнее раскрыть характер модели, но оставляет широкую
возможность для свободной интерпретации образа.