В первой половине XIX века портреты начали заказывать не только царская семья и высшая знать, но и представители среднего сословия — городской буржуазии, русского купечества и мещанства. Эти произведения искусства создавались скорее на память потомкам. До наших дней многие такие полотна дошли анонимными: неизвестен не только автор, но и имена изображенных. Благодаря таким «малым мастерам», чьи имена не сохранились, сегодня мы можем увидеть, как жили и выглядели люди со средним достатком. В экспозиции Старинного особняка представлен «Портрет молодой женщины в полосатом платье с колокольцовской шалью». Он был написан в начале XIX века.
Период создания определили по покрою платья, характеру его отделки, украшениям и прическе героини, по шали, накинутой на плечи. В конце XVIII — начале XIX века, в подражание французской моде, в России появился «античный» женский костюм. Этому способствовала и французская художница-портретистка Элизабет Виже-Лебрен, которая жила в Петербурге с 1795 по 1801 год. По ее совету на одном из придворных балов все дамы оделись в белые «античные» платья. Вскоре эту моду подхватили и в домах с более скромным достатком. Модели платьев часто называли именами римских богинь: Венеры, Дианы, Минервы. Их шили из струящейся ткани и с высокой талией.
В холодную пору женщины в таких нарядах замерзали. Многие модницы часто болели, а некоторые от простуд умирали. Но вскоре дамы нашли выход: поверх платья набрасывали шали. Летом предпочтение отдавали легким тканям, а зимой — шерстяным.
В России особенно модными были изысканные «колокольцовские» шали. Свое название они получили по фамилии собственников мастерских, в которых их изготавливали. Выполненные в технике двустороннего ткачества, эти изделия имели одинаковую отделку лицевой и изнаночной сторон. Позволить себе их могли только обеспеченные покупательницы. Именно такую шаль изобразил художник на архангельском портрете. Картина поступила в музей в 1985 году из частной петербургской коллекции. В 1995 году ее отреставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря.
Период создания определили по покрою платья, характеру его отделки, украшениям и прическе героини, по шали, накинутой на плечи. В конце XVIII — начале XIX века, в подражание французской моде, в России появился «античный» женский костюм. Этому способствовала и французская художница-портретистка Элизабет Виже-Лебрен, которая жила в Петербурге с 1795 по 1801 год. По ее совету на одном из придворных балов все дамы оделись в белые «античные» платья. Вскоре эту моду подхватили и в домах с более скромным достатком. Модели платьев часто называли именами римских богинь: Венеры, Дианы, Минервы. Их шили из струящейся ткани и с высокой талией.
В холодную пору женщины в таких нарядах замерзали. Многие модницы часто болели, а некоторые от простуд умирали. Но вскоре дамы нашли выход: поверх платья набрасывали шали. Летом предпочтение отдавали легким тканям, а зимой — шерстяным.
В России особенно модными были изысканные «колокольцовские» шали. Свое название они получили по фамилии собственников мастерских, в которых их изготавливали. Выполненные в технике двустороннего ткачества, эти изделия имели одинаковую отделку лицевой и изнаночной сторон. Позволить себе их могли только обеспеченные покупательницы. Именно такую шаль изобразил художник на архангельском портрете. Картина поступила в музей в 1985 году из частной петербургской коллекции. В 1995 году ее отреставрировали во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря.