Имя художника, который написал портрет Елизаветы Мусиной-Пушкиной, неизвестно, но по деталям платья графини искусствоведы выяснили, что портрет написан в начале XIX века.
Скорее всего, полотно создал провинциальный мастер, не связанный с Академией художеств. Он сосредоточился не на передаче эмоционального состояния или характера персонажа, а на фиксации сходства и тщательной проработке аксессуаров. Эту разновидность русского портрета называют «усадебным». В таких портретах сочетается два стиля: так называемая инсита — профессиональный примитив, когда художник, не получивший систематического образования, занимается живописью, и бидермайер, «простодушный стиль».
Бидермайером считают переход между неоклассицизмом и романтизмом. Искусствоведы склоняются к тому, чтобы даже не выделять его в отдельный стиль, а называть так живопись, которая появилась в эпоху затишья между Наполеоновскими войнами и европейскими революциями 1840-х годов, или этот период времени. Свое название стиль получил позже, в середине 1890-х годов. Бидермайер — это измененное имя вымышленного комического персонажа Готлиба Бидермейера. Его фамилия означает «простодушный господин Мейер». Он стал символом комфорта среднего класса, в жизни которого приоритет отдавался повседневным радостям, праздникам или увлечениям.
Для бидермайера в живописи характерно внимание к костюму и его деталям. На портрете Мусиной-Пушкиной художник тщательно выписал кружевной чепец, высокий ворот платья, жемчужное ожерелье, орден, легкую кружевную косынку.
О том, что это портрет Елизаветы Мусиной-Пушкиной, говорит надпись, оставленная на обороте холста. До замужества героиня носила имя Шарлотты-Амалии-Изабеллы Вартенслебен. Она вышла замуж за действительного тайного советника, графа Алексея Мусина-Пушкина. Он был русским послом в Лондоне, Стокгольме и Гааге. Выступал за участие русских купцов во внешнеторговых отношениях, которые в то время находились в руках купцов-иностранцев. При его содействии для Екатерины II была приобретена знаменитая коллекция живописи Роберта Уолпола, которая обогатила собрание Эрмитажа картинами Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Рембрандта, работами Пуссена и других мастеров.
Скорее всего, полотно создал провинциальный мастер, не связанный с Академией художеств. Он сосредоточился не на передаче эмоционального состояния или характера персонажа, а на фиксации сходства и тщательной проработке аксессуаров. Эту разновидность русского портрета называют «усадебным». В таких портретах сочетается два стиля: так называемая инсита — профессиональный примитив, когда художник, не получивший систематического образования, занимается живописью, и бидермайер, «простодушный стиль».
Бидермайером считают переход между неоклассицизмом и романтизмом. Искусствоведы склоняются к тому, чтобы даже не выделять его в отдельный стиль, а называть так живопись, которая появилась в эпоху затишья между Наполеоновскими войнами и европейскими революциями 1840-х годов, или этот период времени. Свое название стиль получил позже, в середине 1890-х годов. Бидермайер — это измененное имя вымышленного комического персонажа Готлиба Бидермейера. Его фамилия означает «простодушный господин Мейер». Он стал символом комфорта среднего класса, в жизни которого приоритет отдавался повседневным радостям, праздникам или увлечениям.
Для бидермайера в живописи характерно внимание к костюму и его деталям. На портрете Мусиной-Пушкиной художник тщательно выписал кружевной чепец, высокий ворот платья, жемчужное ожерелье, орден, легкую кружевную косынку.
О том, что это портрет Елизаветы Мусиной-Пушкиной, говорит надпись, оставленная на обороте холста. До замужества героиня носила имя Шарлотты-Амалии-Изабеллы Вартенслебен. Она вышла замуж за действительного тайного советника, графа Алексея Мусина-Пушкина. Он был русским послом в Лондоне, Стокгольме и Гааге. Выступал за участие русских купцов во внешнеторговых отношениях, которые в то время находились в руках купцов-иностранцев. При его содействии для Екатерины II была приобретена знаменитая коллекция живописи Роберта Уолпола, которая обогатила собрание Эрмитажа картинами Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Рембрандта, работами Пуссена и других мастеров.