Портрет Марии Федоровны из экспозиции в Старинном особняке выполнил неизвестный художник в конце XVIII века. Судя по изысканной манере письма и сложным цветовым оттенкам, это был столичный мастер. Иконографический тип восходит к поясному портрету кисти Иоганна Баптиста Лампи-старшего.
Термин «иконографический» в этом случае не имеет отношения к иконописи. В широком смысле иконографией называют каноническую систему изображения, то есть повторение от полотна к полотну характерных черт образа. Иконографические типы в России были характерны для официального светского искусства. Часто царская фамилия выписывала из-за рубежа лучших мастеров-портретистов для создания образцового портрета, который, в свою очередь, могли копировать отечественные живописцы. Такие полотна развешивали в «присутственных местах» — приемных и канцеляриях государственных учреждений. Копии образцового портрета могла размещать в своих галереях и высшая знать.
Австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи-старшего пригласила в Россию Екатерина II. С его работами императрицу познакомил светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический. Ранее живописец создал портреты и самого Потемкина, и дворян из его окружения.
При русском дворе Лампи-старший написал парадный портрет Екатерины II с натуры во весь рост. За эту работу ему выплатили 12000 рублей (это три годовых заработка мелкого чиновника), и назначили ежегодное пособие в 1000 рублей.
В 1794 году за портрет графа Алексея Мусина-Пушкина Лампи-старший получил звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств. Этого звания удостаивались, когда Академия отмечала заслуги живописца, но по формальным причинам не могла присудить ему звание классного художника или академика. Вольными общниками часто становились зарубежные специалисты.
Лампи-старший давал в России частные уроки, в том числе юному портретисту Владимиру Боровиковскому. Он же повлиял и на Дмитрия Левицкого. Особенность живописной манеры Лампи заключалась в том, что насыщенные цвета картин художник делал нежными и приглушенными. Он использовал плавные мазки, которые смягчали переходы между оттенками и контраст между тенью и светом. Эта техника сделала Лампи-старшего одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.
Марию Федоровну, жену Павла I, Лампи-старший написал в полный рост. Перед этим он подготовил этюд — поясное изображение императрицы. Это полотно в наши дни хранится в Саратовском художественном музее имени Александра Радищева. Возможно, с него в те годы и создали портрет Марии Федоровны, который сейчас представлен в Старинном особняке.
Термин «иконографический» в этом случае не имеет отношения к иконописи. В широком смысле иконографией называют каноническую систему изображения, то есть повторение от полотна к полотну характерных черт образа. Иконографические типы в России были характерны для официального светского искусства. Часто царская фамилия выписывала из-за рубежа лучших мастеров-портретистов для создания образцового портрета, который, в свою очередь, могли копировать отечественные живописцы. Такие полотна развешивали в «присутственных местах» — приемных и канцеляриях государственных учреждений. Копии образцового портрета могла размещать в своих галереях и высшая знать.
Австрийского художника Иоганна Баптиста Лампи-старшего пригласила в Россию Екатерина II. С его работами императрицу познакомил светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический. Ранее живописец создал портреты и самого Потемкина, и дворян из его окружения.
При русском дворе Лампи-старший написал парадный портрет Екатерины II с натуры во весь рост. За эту работу ему выплатили 12000 рублей (это три годовых заработка мелкого чиновника), и назначили ежегодное пособие в 1000 рублей.
В 1794 году за портрет графа Алексея Мусина-Пушкина Лампи-старший получил звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств. Этого звания удостаивались, когда Академия отмечала заслуги живописца, но по формальным причинам не могла присудить ему звание классного художника или академика. Вольными общниками часто становились зарубежные специалисты.
Лампи-старший давал в России частные уроки, в том числе юному портретисту Владимиру Боровиковскому. Он же повлиял и на Дмитрия Левицкого. Особенность живописной манеры Лампи заключалась в том, что насыщенные цвета картин художник делал нежными и приглушенными. Он использовал плавные мазки, которые смягчали переходы между оттенками и контраст между тенью и светом. Эта техника сделала Лампи-старшего одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.
Марию Федоровну, жену Павла I, Лампи-старший написал в полный рост. Перед этим он подготовил этюд — поясное изображение императрицы. Это полотно в наши дни хранится в Саратовском художественном музее имени Александра Радищева. Возможно, с него в те годы и создали портрет Марии Федоровны, который сейчас представлен в Старинном особняке.