Одной из популярных российских актрис первой половины XIX века была Варвара Николаевна Асенкова. Ее театральная судьба сложилась не сразу — в 1830 году девушка была отчислена из Петербургского театрального училища по причине «отсутствия способностей». Тогда мать Асенковой, сама драматическая актриса, попросила своего сценического партнера Ивана Сосницкого позаниматься с девушкой актерским мастерством. Уроки известного артиста Александринского театра принесли свои плоды, и Асенкова-младшая с успехом выступила в бенефисе своего наставника.
Дебют юной актрисы состоялся 21 января 1835 года. За один вечер она должна была играть в двух шутливых водевилях: «Сулейман второй, или Три султанши» и «Лорнет, или Правда глаза колет». Публика приняла Асенкову благосклонно и через год актриса официально вошла в труппу Александринского театра.
В популярных в то время водевилях Асенкова играла молоденьких героинь и юных корнетов. Особенно удавалось ей амплуа травести с переодеванием в мужской костюм, когда актрисе нужно было исполнять роль мальчика-подростка. К таким ролям можно отнести, например, юнкера Лелева из водевиля «Гусарская стоянка, или Плата той же монетой» или пажа Керубино из пьесы «Женитьба Фигаро» Бомарше.
Помимо водевильного репертуара, Варвара Асенкова создавала на сцене и серьезные драматические образы. В роли шекспировской Офелии актриса отказалась от нарочитого пафоса и штампов в пользу психологической правды и большего реализма. Известно, что Асенкова исполняла роль Софьи в «Горе от ума» Грибоедова и Марии Антоновны, дочери Городничего в пьесе Николая Гоголя «Ревизор».
Актриса мечтала о главной роли в пьесе «Эсмеральда, или Четыре рода любви». Сюжет драмы был заимствован из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Император Николай I наотрез отказывался разрешать спектакль, ведь роман был о революции, а в памяти еще было свежо восстание декабристов.
В конечном итоге пьеса была полностью переписана: изменено место действия и характеры персонажей, неизменными остались только имена героев. После правок цензуры, в 1837 году, пьеса в переводе актера Василия Андреевича Каратыгина была представлена публике на подмостках Александринского театра и Варвара Асенкова выступила в роли Эсмеральды.
Дебют юной актрисы состоялся 21 января 1835 года. За один вечер она должна была играть в двух шутливых водевилях: «Сулейман второй, или Три султанши» и «Лорнет, или Правда глаза колет». Публика приняла Асенкову благосклонно и через год актриса официально вошла в труппу Александринского театра.
В популярных в то время водевилях Асенкова играла молоденьких героинь и юных корнетов. Особенно удавалось ей амплуа травести с переодеванием в мужской костюм, когда актрисе нужно было исполнять роль мальчика-подростка. К таким ролям можно отнести, например, юнкера Лелева из водевиля «Гусарская стоянка, или Плата той же монетой» или пажа Керубино из пьесы «Женитьба Фигаро» Бомарше.
Помимо водевильного репертуара, Варвара Асенкова создавала на сцене и серьезные драматические образы. В роли шекспировской Офелии актриса отказалась от нарочитого пафоса и штампов в пользу психологической правды и большего реализма. Известно, что Асенкова исполняла роль Софьи в «Горе от ума» Грибоедова и Марии Антоновны, дочери Городничего в пьесе Николая Гоголя «Ревизор».
Актриса мечтала о главной роли в пьесе «Эсмеральда, или Четыре рода любви». Сюжет драмы был заимствован из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Император Николай I наотрез отказывался разрешать спектакль, ведь роман был о революции, а в памяти еще было свежо восстание декабристов.
В конечном итоге пьеса была полностью переписана: изменено место действия и характеры персонажей, неизменными остались только имена героев. После правок цензуры, в 1837 году, пьеса в переводе актера Василия Андреевича Каратыгина была представлена публике на подмостках Александринского театра и Варвара Асенкова выступила в роли Эсмеральды.