В экспозиции музея театрального и музыкального искусства представлен аристократический костюм XVI века — это подлинный сценический костюм Василия Каратыгина для пьесы «Гамлет» У. Шекспира в Александринском театре.
Репертуар драматического театра начала XIX века в основном составляли водевили и мелодрамы. Лишь изредка на русскую сцену попадали шедевры мировой драматургии, зачастую в обработках и переделках, весьма далеких от оригинала. Трагедия Шекспира «Гамлет» по-настоящему была представлена русской публике лишь в 1837 году в переводе Николая Полевого. Это событие произошло сразу в двух главных театрах Российской империи: в Малом театре в Москве с Павлом Мочаловым и в Александринском театре в Санкт-Петербурге с Василием Каратыгиным в главной роли.
Вокруг трактовки образа Гамлета разгорелась нешуточная полемика. Петербургская публика с восторгом приветствовала каратыгинского Гамлета, московские же зрители отдали предпочтение вдохновенному, страдающему и бунтующему Гамлету Мочалова. Это было противопоставление двух художественных подходов, и у каждого из актеров были свои почитатели.
Ведущий трагик Александринского театра Василий Каратыгин в совершенстве владел актерской техникой своего времени. По словам Виссариона Белинского, успех Каратыгина зависел «не от удачи вдохновения, а от строгого изучения роли».
Василий Каратыгин был первым исполнителем роли Чацкого в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Премьера комедии состоялась в Александринском театре в январе 1831 года. Актер исполнял и премьерные роли в пьесах Пушкина — среди сыгранных актером ролей Дон Гуан из «Каменного гостя» и Барон из «Скупого рыцаря». Артист воплотил на сцене и образ Арбенина из пьесы Лермонтова «Маскарад».
За свою театральную карьеру Каратыгин не только сыграл множество ролей, в том числе в классических трагедиях Расина, Корнеля, Вольтера, Шекспира и Шиллера. Он также перевел и переделал для постановки на русской сцене более сорока пьес.
В начале своего творческого пути Каратыгин был близок к кругам прогрессивного дворянства — актер был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Константином Рылеевым и Вильгельмом Кюхельбекером. Декабристы видели в актере знаменосца революции, он выступал в героических, мятежных ролях — мстителей и цареубийц. После подавления восстания декабристов Каратыгин примкнул к консервативному лагерю, а в 1830-е годы стал придворным актером и любимцем императора.
Репертуар драматического театра начала XIX века в основном составляли водевили и мелодрамы. Лишь изредка на русскую сцену попадали шедевры мировой драматургии, зачастую в обработках и переделках, весьма далеких от оригинала. Трагедия Шекспира «Гамлет» по-настоящему была представлена русской публике лишь в 1837 году в переводе Николая Полевого. Это событие произошло сразу в двух главных театрах Российской империи: в Малом театре в Москве с Павлом Мочаловым и в Александринском театре в Санкт-Петербурге с Василием Каратыгиным в главной роли.
Вокруг трактовки образа Гамлета разгорелась нешуточная полемика. Петербургская публика с восторгом приветствовала каратыгинского Гамлета, московские же зрители отдали предпочтение вдохновенному, страдающему и бунтующему Гамлету Мочалова. Это было противопоставление двух художественных подходов, и у каждого из актеров были свои почитатели.
Ведущий трагик Александринского театра Василий Каратыгин в совершенстве владел актерской техникой своего времени. По словам Виссариона Белинского, успех Каратыгина зависел «не от удачи вдохновения, а от строгого изучения роли».
Василий Каратыгин был первым исполнителем роли Чацкого в пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Премьера комедии состоялась в Александринском театре в январе 1831 года. Актер исполнял и премьерные роли в пьесах Пушкина — среди сыгранных актером ролей Дон Гуан из «Каменного гостя» и Барон из «Скупого рыцаря». Артист воплотил на сцене и образ Арбенина из пьесы Лермонтова «Маскарад».
За свою театральную карьеру Каратыгин не только сыграл множество ролей, в том числе в классических трагедиях Расина, Корнеля, Вольтера, Шекспира и Шиллера. Он также перевел и переделал для постановки на русской сцене более сорока пьес.
В начале своего творческого пути Каратыгин был близок к кругам прогрессивного дворянства — актер был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Константином Рылеевым и Вильгельмом Кюхельбекером. Декабристы видели в актере знаменосца революции, он выступал в героических, мятежных ролях — мстителей и цареубийц. После подавления восстания декабристов Каратыгин примкнул к консервативному лагерю, а в 1830-е годы стал придворным актером и любимцем императора.